Прекрасные плоды ревностной разработки науки воспитания в настоящее
время учеными и государственными мужами нашего отечества ничего,
по-видимому, не оставляют желать более для руководства благонамеренных
воспитателей; и читатель, конечно, не много найдет в сей книге нового в
сравнении с изданной в 1845 году книгой «О воспитании детей в духе
христианского благочестия». Несмотря на это, автор утешает себя приятной
надеждой, что его желание содействовать пользе общества и Церкви
изданием исторических очерков «Практическое воспитание детей по учению
святых отцов Церкви» не сочтут неосновательным и излишним. В основание
своей надежды он полагает различные потребности общества. Для одного из
воспитателей достаточно простого совета и наставления в духе веры из уст
современника; для другого нужно наставление в духе веры, подтвержденное
доводами разума и опыта; третий, не довольствуясь авторитетом
современника, хочет слышать христианское наставление от имени учителей
первых веков христианства; иные, руководясь ученой любознательностью и
потребностью полного, всестороннего знания предмета, желают иметь под
руками, кроме простого наставления или научного изложения мыслей и
правил, общую или частную историю науки и практики воспитания; не оторым
наконец, чуждым ученой любознательности, полезнее и нужнее пример
воспитания, образец, достойный подражания.
Никто не имеет права требовать, чтобы истина и добро входили в душу
человека одним каким?либо путем; они должны перепробовать все пути,
чтобы открыть безпрепятственный вход к сердцу. Руководимый этими
мыслями, автор представляет вниманию благонамеренных родителей и
воспитателей картину воспитания христиан первых веков христианства,
признанных Святой Церковью за достоподражаемый образец христианской
жизни и деятельности.
При этом он поставляет себе в обязанность обратить внимание читателя на два предмета относительно данного сочинения:
1. Судя по названию книги, читатель будет ожидать изложения одних
примеров и фактов древнехристианского воспитания, и, между тем, наряду с
ними будет безпрестанно встречать педагогические наставления отцов
Церкви к родителям и воспитателям. Для объяснения этой, кажущейся,
несообразности, нужно иметь в виду, сКодной стороны, то, что отцы и
учители Церкви занимали первое место в ряду воспитателей; участвовали в
воспитании детей не словом только, но и делом, не как посторонние
учители и советники, но как самые воспитатели. Имея непосредственный
надзор над детскими училищами, помещавшимися при церквах и епископских
домах и устроенными по их планам и предписаниям, они в то же время
деятельно следили за воспитанием детей в самых домах родителей, давали
воспитателям устные и письменные наставления о воспитании, по вызову
самих воспитателей, обличали небрежных и пользовались Церковной властью
для прекращения злоупотреблений. К тому же, вследствие всеобщего
уважения и даже благоговения народа к пастырям и учителям Церкви, учение
сих последних имело в глазах благочестивых родителей силу
руководительного правила и закона: христиане думали и делали то, что
слышали от пастырей Церкви. Доказательство этого мы видим в житиях
святых первенствующей Церкви, в начале почти каждого жизнеописания. По
этим причинам мы вправе смотреть на педагогические наставления отцов
Церкви как на факт древнехристианского воспитания.
2. В представленных здесь очерках воспитания у древних христиан
читатель не найдет полной, развитой во всех частях системы воспитания:
здесь нет, например, подробных указаний, как древние христиане вели себя
по отношению к детям в различные периоды их детства, от первых лет
младенчества до последних дней юности. В защищение себя с этой стороны,
автор надеется, что кто читал сочинения иностранных писателей об этом же
предмете, как то: Каве, Арнольда и Шварца, тот будет снисходительнее
судить о внутренних недостатках этой книги.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПО УЧЕНИЮ СВЯТЫХ ОТЦОВ ЦЕРКВИ
§ 1. Самое важное время в жизни человека есть время воспитания, ибо
этим временем часто решается судьба человека не только на всю настоящую
жизнь, но и на всю вечность. Поэтому всякий здравомыслящий и понимающий
важность своей обязанности воспитатель должен подумать, как поступить
при воспитании вверенных ему детей, если не хочет и их сделать
несчастными на всю жизнь, и себя виновным перед ними и перед Богом.
§ 2. Прежде и после пришествия Иисуса Христа на землю многие умы,
оставленные самим себе, трудились над наукой воспитания и произвели
много прекрасных правил, полезных для воспитания детей. Но все эти
правила, по крайней мере в общем их составе, весьма недостаточны для
христианского детоводителя, поскольку назначены для рожденных от плоти,
между тем как христианин рожден свыше от Духа.
§ 3. Лучшее и единственное руководство для христианского детоводителя
есть учение Иисуса Христа и Апостолов. Хотя в этом учении не много
правил, назначенных собственно для руководства при воспитании детей, но в
духе его заключается все, что нужно для сего руководства; ибо оно дано
для воспитания в благодатную жизнь тех людей, кои, родившись от Духа,
должны пройти все степени духовного возрастания (Еф. 4: 11-15), и
которые следовательно по отношению к жизни благодатной подобны детям
естественным. Посему кто сам воспитался и других воспитывал в жизнь
благодатную, тот может быть и для нас верным истолкователем откровенного
детоводительного учения и руководителем в деле воспитания детей.
§ 4. Таковы древние христиане, которые в образе своей жизни были
точными истолкователями учения Христова. Что в учении Спасителя и
Апостолов говорится о воспитании детей только в кратких и немногих
выражениях, то у них раскрыто ясно и полно; что там предлагается только
как правило, то является в их жизни как самое дело. Хотя нам не вполне
известна домашняя и общественная жизнь древних христиан, но мы можем
составить довольно полную картину древнехристианского воспитания и
руководство для христиан-воспитателей, пользуясь теми сведениями,
которые по воле и действию Святого Промысла дошли до нашего времени в
писаниях святых отцов и других писателей церковных.
§ 5. Извлечем отсюда, что можно о цели, предмете и способе воспитания у древних христиан.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Цель и побуждения воспитания
§ 6. Руководимые любовью к Богу, древние христиане направляли все
действия воспитания не к земным и временным целям, но единственно к
славе имени Божия; поскольку почитали своих детей освященными и
посвященными Богу. По их понятиям дети суть залог, вверенный
воспитателям Богом для сохранения, и храм Божий, который должен быть
свят. Всегдашнее представление об отчете, какой воспитатели должны дать
Богу в воспитании своих детей, и строгой ответственности, которой должны
подвергнуться в случае осквернения и нарушения святости сего храма,
налагало на них священную обязанность тщательно хранить его и заставляло
страшиться как быть безпечными при воспитании детей, так и давать им
воспитание превратное, не соответствующее учению Христову, славе Божией и
высокому званию христианина.
§ 7. Христиане так глубоко чувствовали важность и трудность
воспитания, что некоторые радовались, когда смерть брала детей их из
мира, а их самих освобождала от опасности гнева и осуждения Божия в
случае повреждения детской души. Одна благочестивая женщина в одно время
лишилась и мужа и двух сыновей. Когда поэтому посторонние думали, что
она теперь в сильном возмущении духа начнет рвать у себя на голове
волосы, раздирать свою одежду и заливаться слезами, она, напротив,
совершенно спокойная, пала на колена с таким видом, как будто бы лежала у
ног Иисуса Христа, и воскликнула: «Господи, теперь я еще охотнее и
радостнее буду служить Тебе, когда Ты снял с меня мое тяжкое бремя».
§ 8. Впрочем, страх, руководивший родителей в деле воспитания детей,
не был страх рабский, который заставляет человека действовать против
воли, без сердечного расположения, без должного внимания и усердия, но
проистекал из искренней и святой любви к Иисусу Христу и детям. Учители
воспитания требовали, чтобы воспитатели руководились в деле воспитания
детей любовью христианской, которая, очищая и возвышая естественную
любовь к детям, часто слепую и безрассудную, предупреждала бы побуждения
внешние и торжествовала над естественными побуждениями сердца. «Можно
ли сказать, — говорили они, — что ты любишь детей своих, когда все
позволяешь им для их удовольствия? Нет! Только тогда ты будешь истинно
любить своих детей, когда станешь предпочитать им Иисуса Христа и любить
их в Том, Кто дал их тебе любить. Христианин ли ты, когда слышишь, что
они злословят, и молчишь? Ты не хочешь показать себя отцом, готовым
отказаться от своих детей в том случае, когда, подобно Аврааму, должен
принести их на жертву; поскольку отец, убивающий похоти своих детей,
приносит такую же жертву, какую принес Авраам».
§ 9. Некоторые думали отличать воспитание для жизни от воспитания для
одного Господа; но святые отцы со всей святой ревностью старались
искоренить сей образ мыслей. «Не говори, что это нужно для одних
монахов, — учил свт.Иоанн Златоуст, указывая на христианское воспитание,
— разве я делаю твоего сына монахом? Нет нужды, чтобы он был монахом.
Сделай его христианином; ибо светским преимущественно должно изучать
христианские обязанности и истины, особенно же детям, которые
предназначаются жить в свете; ибо они должны постоянно действовать и
жить среди моря, сражаясь со свирепыми волнами. Если они будут
воспитываться при царском дворе, — там много и греков и философов,
гордящихся настоящей славой… Подумай же, как много для твоего сына войти
туда отличным врачом, с орудиями, которыми он может отсекать гордость
каждого, иметь доступ к каждому, рассуждать с ним, врачевать больное
тело, прикладывать к нему лекарство, заимствуемое из Священного
Писания?.. Там он будет иметь более поводов грешить, нежели монах… Если
хочешь знать, он и в самом свете будет иметь более преимуществ и
удобств; ибо все будут уважать его за его слова, когда увидят, что он не
пожирается огнем и не ищет первенства… Поэтому воспитывайте детей ваших
в учении и наказании Господнем».
§ 10. Другие напротив, преобладаемые чувством естественной любви к
детям, горько оплакивали смерть их. В утешение таких святые отцы, мудрые
учители воспитания и воспитателей, говорили, что дети через смерть
скорее приближаются к цели воспитания, и потому нужно более радоваться и
славить Бога, нежели плакать о их кончине. «Что ты так горько плачешь
об умершем? — говорил свт. Иоанн Златоуст родителю умершего юноши. — Не о
том ли, что сын твой был зол? Но в таком случае нужно благодарить Бога,
что Он остановил пороки его. Или о том, что он был добр? Но и в этом
случае нужно радоваться, что Бог воззвал его отсюда прежде, нежели душа
его заразилась пороками. Но он был молод? И за это благодари и
прославляй Бога, Который принял его… Не потому ли ты болезнуешь, что
имеешь нужду в пропитании? Но когда Бог воззывает или хочет взять от нас
что-нибудь, то мы не должны, подобно злым рабам, скрывать то, что
принадлежит Господу. Взял ли Он у нас имущество, или честь и славу, или
тело, или самую душу, — Он взял Свое. И если взял твоего сына, то взял
не сына твоего, но Своего раба. Ты говоришь: я лишился единственного
сына, на воспитание которого употребил большие издержки, который подавал
блистательные надежды и долженствовал быть моим наследником. — Так что
ж? И в таком случае не сетуй, а благодари и прославляй Бога, Который
взял его; ибо если ты, взирая на умершего своего сына, будешь
благодарить Всеблагого Бога, то получишь не меньшую награду, как и тот,
кто обрек своего сына в жертву Богу (т.е. Авраам)… Ты говоришь: не знаю,
куда пойдет он. — Почему же ты не знаешь? Хорошо ли жил он или худо, в
обоих случаях очевидно, куда пойдет. — Но потому-то я и плачу, говоришь
ты, что он оставил жизнь грешником. Но поэтому-то и нужно, напротив,
особенно радоваться, что он остановлен в грехах своих и не будет
умножать своих беззаконий; и нужно, сколько можно помогать ему не
слезами, но молитвами и прошениями, милостыней и жертвами… Ибо когда
весь народ и священный клир стоят, воздев руки к небу, и приносится
святая жертва, то ужели мы не умилостивим Бога, молясь за умерших?» Это
учение ясно показывает, что целью истинно христианских детоводителей
было воспитание детей собственно и единственно для Бога.
§ 11. Посему некоторые благочестивые родители посвящали детей своих
Богу с ранней их юности, и даже еще прежде зачатия и рождения их на
свет. Так, мать свт. Григория Богослова, еще прежде зачатия своего сына,
дала обещание, если получит сына, дать его на службу даровавшему ей
Богу. Получив сына, она поспешила с ним в церковь, и на младенческие
руки его возложила Библию в знак того, что посвящает его Господу. Это
посвящение родители оправдывали самим воспитанием, которое давали своим
детям.
|