Воскресенье, 19.05.2024, 16:58 | RSS
CЕМЬЯ и ДЕТИ
Категории
О зачатии и вынашивании детей [2]
О воспитании детей [9]
О воспитании подростков [3]
детские рассказы [4]
Вступление в брак. Супружество. [4]
Здоровье детей [1]
Молитвы [5]
Слайдшоу
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • Богослужебные указания
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » О воспитании детей

    Практическое воспитание детей по учению Святых Отцов Церкви 5ч

    ГЛАВА III
    Внешние пособия и условия, коими древние христианские воспитатели пользовались при воспитании детей

    § 87. Воспитание детей у древних христиан не ограничивалось вышеизложенными мерами. Самые мудрые меры часто остаются безплодными в руках неопытных. Нужно особенное благоразумие со стороны воспитателей, чтобы эти меры, в приложении их к делу, принесли ожидаемый плод. В этом отношении у древних христиан заслуживают особенное внимание следующие действия:

    I. БЛАГОВРЕМЕННОСТЬ ВОСПИТАНИЯ

    § 88. При воспитании детей особенно дорожили первыми годами их детства, дабы, предупредив время полного развития разума и свободы, не всегда легко покоряющихся в послушание веры и добродетели, самую природу детей употребить в орудие для достижения благих своих целей, глубже напечатлеть на детской душе истины веры и расположение к добродетели. Когда дети были еще в чреве матернем, матери уже и тогда заботились о их теле, опасаясь повредить им своей неумеренной жизнью, и о душе, посвящая ее Господу и испрашивая у Него благословения для рождающегося дитяти. Как скоро начинало обнаруживаться в детях сознание, то родители, прежде всего, старались внушить им веру в Бога и любовь к благочестию, дабы таким образом предупредить влияние других вредных впечатлений, овладевающих юной душой на целую жизнь, и дать ей с самых первых минут жизни благочестивое направление. «Душе, — говорили учители Церкви родителям, — душе, с первых лет получающей впечатления Слова Божия, трудно забыть страх Божий. Нежный возраст легко принимает и, как печать на воске, напечатлевает в душе то, что слышит; преимущественно с этого времени жизнь детей наклоняется к добру или к злу. Если, начиная от самых дверей жизни, отводят их от зла и наводят на путь правый, то добро обращается у них в господствующее свойство и природу: потому им не так легко перейти на сторону зла, когда сама привычка будет влечь их к добру». «Отец Небесный хочет, чтобы каждый возраст был совершен в благочестии, и не исключил из этой обязанности ни одного возраста, так что и самым малолетним детям обетовал победу над грехом». Поэтому дети от самой колыбели были посвящаемы Богу, с самых ранних лет, по обычаю Церкви христианской, наставляемы были в Священном Писании, обращались с учителями и благочестивыми мужами. Такое раннее воспитание приносило и плоды еще в самых ранних летах детей; ибо самые малолетние дети имели дух и мужество являться перед мучителями, исповедовать перед ними свою веру во Иисуса Христа и принимать мученическую смерть за имя Его. не оторых по восьмому и даже по седьмому году Церковь признавала уже достойными проходить известные церковные должности, как, например, должность чтецов, которая обыкновенно состояла в том, чтобы в общем собрании читать перед народом «заповеди и Евангелие Господне»; на каковые должности обыкновенно поставляемы были такие лица, которые могли служить для народа примером христианской жизни.

    II. ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ

    § 89. Родители старались иметь с детьми обращение исполненное любви, кротости и снисхождения, впрочем, не доходившее до слабости и поблажки детям, начинавшим показывать уклонение от добрых правил. «Обязанность учителя, — говорит свт. Иоанн Златоуст, — учить не тому, что хочет знать ученик, но тому, чему нужно учиться». Эта христианская любовь родителей кКдетям дышала святым желанием истинного счастья детей, и потому боялась каким бы то ни было средством раздражить их, разрушить мир их души, и тем проложить дорогу к превратному и не христианскому образу мыслей, чувствований и действий. Так, например, она чужда была того гибельного пристрастия, по которому, предпочитая одних другим, одних ущедряют своими благодеяниями, другими почти пренебрегают, и через то производят между детьми взаимное недоброжелательство, споры, вражду и пр. Только неблагонравие и непокорность детей вынуждали родителей оказывать предпочтение одним перед другими, дабы тем наказать и пристыдить виновных.

    § 90. Если дети тщательно и с успехом исполняли возлагаемые на них обязанности, воспитатели, с одной стороны, награждали их, дабы ониКс удовольствием и отрадой, безпечально и непреткновенно стремились к предназначенным целям, с другой — поощряли к большему преуспеянию в добре, обещая небесное блаженство, уготованное тем, кто живет по заповедям Божиим, и внушая детям всегда иметь перед собой Бога и искать похвалы от Него. Если же дети совращались с правого пути, родители употребляли сначала все кроткие меры для обращения их на сей путь: убеждали, просили, плакали, «внушали не только то, как гнусно им предаваться похоти, но и то, какой большой опасностью угрожает она душе». Кто, например, не знает трогательного обращения св. апостола Иоанна с юношей, которому хотел он заменить отца? Но когда все кроткие меры истощались и оказывались недействительными, в таком случае воспитатели не считали излишним прибегать и к строгости, — к наказанию. Естественная, чувственная любовь к детям не пересиливала любви духовной. В последующие времена верные учители Церкви Христовой негодовали и вооружались против нежного и небрежного воспитания детей: «Бог любит кротость, — говорили они, — но это превратная и ложная доброта ослаблять узду грехов.

    § 91. Впрочем, и в самом наказании, которому воспитатели подвергали детей, выражалось более желание обращаться с детьми как существами разумными, свободными, имеющими право на благородное и почтительное обращение других, нежели с такими людьми, на которых нужно действовать страхом телесного жестокого наказания. Детоводители вменяли себе за правило — исправлять погрешности детей «отеческой милостью и искусным словом», прилагая свойственное каждому проступку врачевство, дабы от него было и духовное наказание за грех и, в то же время, приучение души к безстрастию. Например, разгневался ли кто на своего товарища, — детоводитель заставлял обидчика примириться с обиженным и служить ему по мере нанесенного ему оскорбления; основанием такого образа действования была та мысль, что навык смирения как бы совершенно отсекает гнев души; ибо к гневу большей частью предрасполагает человека гордость. Далее, коснулся ли кто безвременно пищи, — того большую часть дня оставляли без пищи. Обличали ли кого в неумеренном и неблагопристойном вкушении пищи, — его лишали оной во время общего стола, заставляя при этом смотреть на тех, которые сидят за столом и вкушают пищу, не нарушая правил благопристойности, дабы виновный и наказан был лишением пищи и вместе учился скромности. Сказал ли кто праздное слово, или обнаружил досаду на ближнего, или солгал, или вообще что-нибудь сделал непозволенное, — его учили уцеломудряться и чревом и языком.

    Назначались и наказания телесные, но только смотря более по различию возраста и состояния, нежели самих проступков.

    § 92. Вообще любовь к детям и кроткое обращение с ними, награды, предлагаемые детям за успешное исполнение ими обязанностей, и снисходительные наказания за опущение долга, старание родителей и воспитателей скрыть от детей свои погрешности и, вообще, все действия, которые могли бы сделать соблазн; напротив, желание показывать в себе перед детьми образец христианского совершенства, наконец, требование от детей почтения, любви и покорности себе, — все это показывает, что родители и воспитатели не просто требовали от детей сих последних добродетелей, свойственных детскому возрасту, но старались своей жизнью и обращением с воспитанниками приобрести их к себе уважение, любовь и покорность, дабы лучше и безпрепятственнее действовать на душу их, образовать ее по духу Иисуса Христа, и притом не насильно влагать в нее семена веры и благочестия, но с согласия и расположения самих детей. При таком образе отношений родителей к детям, дети могли охотно и без прекословия принимать и усваивать себе предлагаемые им истины веры и правила жизни: а принимаемое таким образом учение естественно должно было принести и плод благой скорее, нежели те наставления и правила, к исполнению коих принуждают насилием и жестокостью.

    III. МОЛИТВА К БОГУ О СОДЕЙСТВИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ

    § 93. Впрочем, при всем старании со своей стороны и при благоразумных мерах, употребляемых ими для благоуспешного воспитания детей в учении и наказании Господнем, воспитатели были проникнуты тем смиренным убеждением, что самим по себе им не достигнуть цели благочестивых своих желаний и не преобразовать природы детей, глубоко поврежденной грехом наследственным, — что это может сделать только всесильная благодать Божия. «Наш детоводитель, — говорили древние христиане, — святой Бог Иисус, Который есть Начало, Вождь всей человеческой природы, Слово, Сам благий и милостивый Бог». Посему над всеми вышеозначенными человеческими усилиями — насадить в юных сердцах семена веры и благочестия и оградить их от пагубного влияния внешних и внутренних причин — возвышалось средство более действительное и вытекающее собственно из самого существа религии христианской. Это молитва к Небесному Отцу, управляющему судьбой как всего человеческого рода, так и судьбой детей. В этой молитве выражалось глубокое смирение воспитателей, чувствование своего безсилия в исполнении благих предначертаний, сознание нужды в высшей помощи, вера в участие Отца Небесного в воспитании детей, надежда и преданность Святой Его воле и препоручение детей благому Его Промыслу. В ней они испрашивали у Бога благословения, содействия своим трудам, ниспослания благодатных даров своим чадам. Об этом молились родители, молилась и вся Церковь.

    § 94. Матери, лишившиеся своих мужей, или имевшие своих мужей из язычников и даже из христиан, более всего заботились о том, чтобы Бог был Отцом их детям. «Если ты истинно любишь своих детей, — говорил не оторым св. Киприан, — если любишь всей отеческой любовью, то старайся более о том, чтобы добрыми делами препоручить их Богу. Не того почитай отцом детям твоим, кто слаб и смертен; но приготовь им в отца Того, Кто — вечный и крепкий Отец детей духовных. Передай Ему твое имущество, которое бережешь ты для наследников. Пусть Он будет для детей твоих и опекуном, и надзирателем, и защитником против всех обид временных».

    § 95. Что касается до участия Святой Церкви, то она молитвами своими сопровождала детей через всю их жизнь. Еще при обручении родителей их друг другу, она уже обращала внимание на цель их соединения и молилась о подаянии им «плода чрева на пользу», «о возвеселении их видением сынов и дщерей», «о даровании восприятия благочадия», «о благословении брака», «о сообщении долговременного семени и благодати о чадах». При самом вступлении человека в жизнь, Церковь встречала его своими молитвами, и «прежде крещения детей молилась за них, чтобы они получили веру от Бога, через которую удостоились бы таинства крещения», и принимала в свои объятия через таинство крещения и миропомазания. При совершении сих таинств она ни о чем больше не заботилась, как о том, чтобы Господь дал младенцу силу ходить во всех заповедях, написал в книге животной, соединил со стадом наследия своего, прославил в нем имя свое святое. Испрашивала ему у Бога силы для одержания победы над нечистыми духами; молила принять его в Царство Небесное; открыть мысленные его очи, дабы озарял его свет Евангелия; приставить к жизни его светлого Ангела, который бы избавлял его от всякого навета противолежащего, от сретения лукавого, демона полуденного и мечтаний лукавых. «Молилась о даровании крестившемуся печати дара Святого и Всесильного Духа Божия, и причащении Святого Тела и Честной Крови Иисуса Христа, о сохранении его в освящении, о утверждении в православной вере, о соблюдении души его в чистоте и правде. В восьмой день после крещения и миропомазания, принося младенца в храм для омовения и пострижения власов, молилась Господу, чтобы Он благоволил всегда озарять сердце крестившегося, сохранять в нем нескверной и неблазненной одежду нетления, и Cвоей благодатью соблюдать нерушимой духовную печать, возложить на него державную Cвою руку, совершить его в силе Cвоей благодати, благословить вместе с его восприемником и дать им всем поучиться в законе Cвоем и делать благоугодное перед Ним». Кроме сего, каждый день, при общем богослужении, она возносила молитвы свои к Богу как о оглашенных, т.е. готовящихся к вступлению в общество верных, так и о детях их, прося им благословения и преуспеяния в христианском совершенстве. Равным образом, каждый же день молясь о всех верных, она в то же время молилась и о их детях.

    § 96. И молитвы Церкви, как и молитвы родителей, не были втуне. То, чего не могли сделать силы человеческие в деле воспитания детей, совершала сила Божия; что начинал человек, то совершал Дух Божий; что насаждали родители и напоевали наставники, то возращал Бог. Дух любви Божией был образователем детей в собственном смысле.

    § 97. Так, блаженный Августин свидетельствует о своей матери, что она во время безпорядочной его жизни и пребывания в манихейской ереси плакала о нем гораздо более, нежели сколько другие матери плакали о смерти своих детей. Господь внял ее молитве и для успокоения ее послал ей утешительный сон; но для премудрых целей Своих, вопреки молитвам матери, попускал сыну ее находиться в мраке заблуждения. Благочестивая женщина не только не приходила от этого в отчаяние, но продолжала еще с большей надеждой, слезами и воздыханиями в каждый час своих молитв плакать о сыне своем пред Господом; и молитвы ее наконец взошли пред лице Его. Сын ее не только со временем обратился на истинный путь, но и сделался ревностным подвижником веры и благочестия. Также Григорий Богослов, рассказывая о своем обращении в христианство, говорит, что он «в сей свет приведен молитвами своей матери, которая от детских пелен посвятила его на служение Господу, и что все это случилось с ним по благодати Христовой».

    § 98. Итак, воспитание детей в первые времена Церкви Христовой было делом не одних родителей и ближайших родственников, но делом всей Церкви, руководимой и одушевляемой Духом Божиим. О существенных свойствах сего воспитания можно сказать то, что один проповедник Слова Божия сказал о воспитании Церкви: «Сам Бог удобряет, насаждает и очищает Церковь, дабы она приносила более плодов. В ней Господь есть лоза, Апостолы — ветви, а Отец — делатель. Она насаждена в вере, корни пустила в любви, возделана оралом учения, орошена слезами кающихся, удобрена словами проповедников, и от того изобилует вином, веселящим сердце, весьма приятным на вкус, но нисколько не возбуждающим похоти».

    Вот образ действования родителей по отношению к детям! Он столько же достоин тех мудрых правил воспитания, по которым были насаждаемы и возвращаемы в детях семена христианского благочестия, сколько эти правила соответствовали самому образу поведения воспитателей по отношению к детям. Одно могло приносить и приносило благий плод только при другом. Словом, способ воспитания у древних христиан представляет нам образец истинно христианского воспитания.

    Святая Церковь, управляемая Духом Божиим, сохранила до наших времен дела и учение первенствующих христиан в наше назидание и руководство. Итак, христианин, если Господь благословил тебя чадами или общество вручило тебе детей для воспитания их, чтобы сделать их истинными христианами и истинными сынами отечества; если ты понимаешь всю важность дела, возложенного на тебя Богом и отечеством; ответственность, которой неминуемо ты должен подвергнуться перед Судией живых и мертвых в случае нерадивого или превратного воспитания детей, и великость бедствия, к которому пролагают детям дорогу таким воспитанием; если сознаешь нужду в хорошем и безопасном руководстве для воспитания: то с полной доверенностью и благоговением обратись к тем детоводителям, которые, быв воспитаны в духе Божественного учения ближайшими по времени и жизни последователями Иисуса Христа, — сами воспитывали других в благодатной жизни по руководству того же учения. Это руководство прилично тебе как христианину. Дух Христов во все времена один и тот же. Предупреди в своих детях влияние не христианских правил воспитания, — и они гораздо искреннее и пламеннее возлюбят Иисуса Христа и Его учение, нежели как любят предметы их детских удовольствий; ибо, по учению Господа Иисуса, детская душа особенно способна к принятию Его спасительного учения и к наследованию Царствия Божия. «Пустите детей приходить ко Мне, — говорил Он, — и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие… И обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк.К10: 14, 16). Итак, пусти детей и не препятствуй им приходить ко Господу Иисусу, дабы Он благоволил обнять и осенить их Своим Божественным благословением.

    КОНЕЦ

    Категория: О воспитании детей | Добавил: Asta (03.09.2010)
    Просмотров: 1222