О здоровье и рождении детей (кн."Посмертные вещания прп. Нила Мироточивого")2ч
Еще о чадородстве мирян.
Да, прожорствуют* чадородцы, т. е. миряне, однако, по
сравнению с монахами, некоторое имеют извинение, ибо суть в супружестве: но и
чадородцам подобает соблюдать себя от обжорства, если хотят, чтобы дети их
стали мужами добродетельными и крепкими. Надлежит блюсти воздержание; когда
младенец засеменится и зачнется,
тогда подобает, чтобы соблюдали себя и не смешивались
больше муж с женой; ибо от этого происходит обоюдный вред: во-первых, потому
что изнуряется мать, а во-вторых, потому что повреждается младенец; вред
младенцу в том, что истощается сила младенца; сила же его - есть премудрость
его. Поэтому у еллинов, когда младенец зачинался, отец с материю соблюдали
себя, чтобы больше не соединяться, воздерживались также от прожорственных и
многообразных яств, чтобы не усиливалась в них сила плотская, чтобы мужу не
впасть с женой в сношение, не осквернить этим младенца и тем не обессилить его.
И у всякого, кто воздерживался от прожорства и плотского сладострастия, дети бывали
мудрые. Все ученые мудрецы произошли от таких родителей. Но оставим мудрость
еллинов и обратимся к бессловесным скотам. У бессловесных животных, когда, по
соединении самки с самцом, почувствует она, что восприняла семя, то потом
больше самца не принимает, чтобы не испортить в рождаемом природы.
Если у людей мать не убережется от телесного
совокупления, имея во чреве, то весьма повреждается сим младенец, так как
питается кровию матери своей; если эта кровь матери осквернится семенем мужа и
станет ею питаться младенец, то и молоко матери будет оскверненным через
невоздержание; тогда что станет с младенцем, который вскормился с нечистотою?
Сей младенец будет впоследствии или прокаженным, или паршивым, или худосочным,
или с каким иным недостатком; невозможно, чтобы не был он чем-либо заклеймен;
жизнь его будет лукава, запятнана ложью, воровством или иным чем подобным; ибо
зачат он был с распутством, вскормлен кровию оскверненною и молоком распутства.
Итак, подобает, чтобы мать чиста была от всякия скверны, дабы и младенец чист
был от всякого осквернения. Если она будет хранить себя от обжорства и
плотского соединения, то и младенца своего охранит чистым, младенец ее будет
всегда кротким, навсегда останется при родителях своих, т. е. хотя и не телом,
но будет любить их. Если же родители не будут блюсти себя от этих двух вин, то
узрят и младенца своего диким, преслушным, всегда смущающим родителей своих
(или прогневляющим).
Мнят таковые родители, что родили чадо ради
промышления о них в старости, но, так как вскормился он в нечистоте их, то и не
имеет потому страха Божия в себе, а причиняет родителям своим только печали.