Как возникает травля в школе, что происходит с детьми, которые
ей подвергаются, как должны действовать родители и учителя и можно ли
научить ребенка противостоять нападкам сверстников? Ответы на эти
вопросы мы пытаемся найти вместе с профессиональными психологами.
Человеческие детеныши не рождаются со встроенным этическим кодексом:
людьми их еще предстоит воспитать. И детский коллектив — это еще стая
детенышей: если не вмешиваются взрослые, в ней царит биология. Дети
будто животным нюхом чуют тех, кто не похож на них, и изгоняют их из
стаи. Домашний ребенок, выходя из предсказуемого мира взрослых, где есть
понятные и четкие правила, попадает в дикий мир непредсказуемых
сверстников. И столкнуться в нем может с чем угодно: от безобидных
дразнилок до систематических побоев и унижений, которые еще
и десятилетия спустя будут аукаться кошмарными снами. Как помочь своему
ребенку, если социализация оказывается для него травматическим опытом?
Это не детская проблема
Многие взрослые помнят это по себе: все против тебя, весь мир.
Учителям все равно, родителям жаловаться нельзя: скажут «а ты дай
сдачи», да и всё. Это не лучшие воспоминания. И они вообще никак не
помогают, когда жертвой травли становится твой ребенок. Когда-то
пережитые боль и злость застят глаза и мешают быть взрослым и умным,
заставляют возвращаться в детство, где ты слаб, беспомощен, унижен
и один против всех.
Родители, ослепленные болью, выбирают далеко не лучшие варианты
заступиться за своего ребенка: стараются сделать больно его обидчикам.
Иногда это заканчивается уголовными делами против родителей. Поэтому
разобраться в том, как правильно решать проблему «моего ребенка травят
в школе», нам помогают профессиональные психологи: Наталья Науменко,
патопсихолог из Киева, московский психолог и социальный педагог Арсений
Павловский и Элина Жилина, детский и семейный психолог из Петербурга.
Все они единогласно говорят: главную роль в решении проблемы школьной
травли должны играть взрослые — учителя и школьная администрация.
«Школа может и должна не допускать травли детей, появления в классах
изгоев. — считает Элина Жилина. — Напротив, она может помочь детям
развить их лучшие качества, отрабатывать хорошие принципы общения: ведь
именно в школе происходит основная тренировка навыков социального
взаимодействия. Очень важно, чтобы учителя пресекали травлю на начальных
стадиях и не давали ей закрепиться; от атмосферы в школе многое
зависит».
Однако, как отмечает Арсений Павловский, «учителя часто, не
разбираясь, в чем дело, наказывают того, кого травят. Ребенка дразнили
всю перемену, раскидали его вещи, он бросается на обидчиков с кулаками —
тут входит учитель, и обиженный оказывается крайним. Бывает, что
в травле участвуют успешные дети, которые нравятся учителям, — и учитель
не верит жалобам на детей, которые у него на хорошем счету. На самом
деле учитель может разобраться в конфликте, выслушать обе стороны
и поддержать ребенка, которого обижают. Позиция учителя критически
важна. Он вообще должен занять четкую позицию даже не против обидчиков,
а против самой практики травли — и сам не поддерживать ее: не
подтрунивать над ребенком, не наказывать его зря. И помогать ему.
Во-первых, оказать эмоциональную поддержку. Во-вторых, у такого ребенка
часто под удар ставится самооценка и самоотношение — и учитель может
ставить его в ситуацию успеха, например, выбирая задания, с которыми
ребенок хорошо справится. Он может даже организовать группу поддержки
среди детей и предложить детям сделать для одноклассника что-то хорошее.
Увы, учителя обычно не считают нужным вмешиваться в детские
конфликты: воспитывать надо дома, а наша обязанность — учить. Тем не
менее Закон об образовании возлагает ответственность за «жизнь
и здоровье обучающихся…. во время образовательного процесса» именно на
школу (статья 32, п. 3, пп. 3). Лидер в детском коллективе — взрослый.
Он определяет рамки поведения и правила у себя на уроке. Он отвечает за
безопасность школьников, и если они наносят друг другу побои или
психические травмы — это его вина. Школа должна учить не только
предметам, но и навыкам социального взаимодействия: договариваться,
решать конфликты мирно, обходиться без рукоприкладства».
«В младших классах одни дети дразнят других только при
попустительстве учителей. Зачастую учителя не только закрывают глаза на
травлю, но и сами ее подстегивают. Учителя — люди, как правило,
конформные*, — замечает Наталья Науменко.
Они не принимают чужого, чужеродного, и могут не только неприязненно
относиться к кому-то из детей, но и неосознанно провоцировать других
детей. Еще хуже — некоторые педагоги пользуются детской враждой в своих
целях — для поддержания дисциплины в классе».
Если травит учитель
У Вероники Евгеньевны (все истории в этом тексте взяты из жизни, но
все имена изменены) в четвертом классе есть дети-помощники. Они имеют
право ставить другим детям оценки и делать записи в дневник, проверять
их портфели, делать замечания. Тимофей, мальчик импульсивный и шумный,
имеющий привычку выкрикивать на уроках глупости, учителю мешает. Она
осаживает его презрительными замечаниями, и этот тон усвоили
девочки-помощницы Оля и Соня. Когда Тимофей отказался выполнить
распоряжение Сони, она залезла в его рюкзак, взяла дневник и понесла
учителю. Тимофей бросился его отбирать и побил Соню. Родители Сони
зафиксировали побои в травмпункте и подали заявление в милицию. Вероника
Евгеньевна провела на уроке воспитательную работу: предложила всему
классу объявить Тимофею бойкот.
Закон об образовании ясно говорит, что в процессе обучения
запрещается применение методов физического и психического насилия.
По-хорошему, педагогические приемы Вероники Евгеньевны должны стать
предметом серьезного разбирательства в школе, а если школьная
администрация отказывается от внутреннего расследования — то районного
управления образования. Если родители не хотят публичного
разбирательства — остается только менять школу. Ребенок, попавший
в такую ситуацию, без взрослой помощи из нее не выберется: он еще
слишком мал для того, чтобы противостоять взрослому, который ведет
против него войну на равных. Родителям еще только предстоит научить его
быть взрослее и мудрее, чем этот взрослый.
В самом начале травли
Детям с самого начала надо помогать уходить от конфликта. При
вербальной агрессии — отшучиваться, парировать (в детсаду и первом
классе — явное преимущество у того, кто владеет массой отговорок вроде
«я дура, а ты умная, по горшкам дежурная» или «первые горелые, вторые
золотые»). Спокойствие и острый язык (осторожно! без оскорблений!) —
весомое преимущество, особенно когда физические силы неравны.
Если что-то отнимают и убегают, никогда не бросаться в погоню — на то
и весь расчет. А для того чтобы не бросаться в погоню, не стоит носить
в школу ничего ценного и милого сердцу. Диапазон мер, если вещь
отобрали, — от простого «отдай» до жалобы взрослым и родительских
переговоров о возмещении ущерба. Отдельно надо учить детей как
жаловаться: не ныть «А что Иванов у меня ручку взял!» — а попросить:
«пожалуйста, дайте мне запасную ручку, мою унесли».
Девятилетний Федор на голову ниже других одноклассников и на год
младше. Драки — это не для него: прибьют и не заметят. Мама разработала
с Федором целую стратегию защиты. Если дразнят — отшучиваться, если
отнимают что-то — предлагать самому: возьми, у меня еще есть. Если
нападают — предупреждать: отойди подальше, перестань, мне это не
нравится, ты делаешь мне больно. Уходить. Удерживать агрессора, если это
физически возможно. Искать небанальные решения: поднять крик или
окатить водой (за это тоже влетит, но меньше, чем за разбитую бровь или
сотрясение мозга). Наконец, если применение силы неизбежно — ударить
после предупреждения «я тебя сейчас ударю», желательно при свидетелях.
Федор справился: бить его перестали, зауважали.
А если жертва сама виновата?
Дети, которых травят, часто отличаются социальной и эмоциональной
незрелостью, уязвимостью, непониманием неписаных правил, несоблюдением
норм. Поэтому у взрослых часто возникает соблазн обвинить в травле
самого ребенка.
«Учителя, обсуждая проблему школьной травли, предпочитают называть ее
проблемой изгоя, — замечает Арсений Павловский. — Но это всегда
проблема коллектива, а не жертвы».
Тем не менее возможно, дело не только в злобности окружающих.
«Хорошо бы присмотреться, расспросить учителей, предложить школьному
психологу поприсутствовать на уроках и понаблюдать. Результаты бывают
ошеломительными. Ребенок в школе может оказаться совсем не таким, какой
он дома», — говорит Наталья Науменко.
Родители Сени, русскоязычные иностранные граждане, приехавшие
в Россию работать, отдали сына в хорошую школу с доброжелательной
атмосферой. Одноклассники начали его бить уже к концу первого месяца.
Учителя стали выяснять, в чем дело — и выяснили: Сеня непрерывно ворчал
и ругал все вокруг, начиная от школы и кончая мерзкой грязной страной,
куда его насильно привезли и оставили жить среди этих ничтожеств.
А с Сашей, веселым и симпатичным подростком, никто не хотел сидеть
рядом и работать над совместным проектом. Педагогам даже не сразу
удалось выяснить, что дело всего-навсего в личной гигиене: сильно
потеющий Саша не любил мыться и менять одежду, а деликатные
одноклассники, не объясняя причины, просто уклонялись от общения.
«Если ситуация с травлей повторяется раз за разом в разных кругах
общения, можно сделать вывод, что у ребенка есть какой-то дефицит
социальных навыков, — говорит Арсений Павловский. — И тогда обязательно
надо искать помощь. Но это — в долгосрочой перспективе, над этим нужно
работать долго. А здесь и сейчас — надо погасить разгоревшийся пожар».
«В таких случаях, несомненно, нужна работа со специалистами, —
советует Наталья Науменко, — и, скорей всего, будет нужно на полгода-год
изъять ребенка из школьной среды. От такой социализации все равно
никакого толку не будет.
Часто для того чтобы избавить ребенка от неприятных переживаний, не
так уж много и нужно. Купить сыну-подростку внеплановые штаны, чтобы
из-под ставших короткими брюк не торчали волосатые щиколотки. Не
заставлять второклассника ходить в школу в колготках, даже если маме это
удобно: кальсоны — не дефицит и стоят не дороже. Не водить
восьмиклассницу в школу и из школы, если дойти можно пешком и не через
криминальный район».
Это не значит, что надо поступаться принципами, если дело
действительно в них: речь, скорее, о том, чтобы эти принципы
и соображения удобства не делали из детей посмешище.
Ребенка не надо переделывать в угоду окружающим: если вылечить
хронический насморк или хотя бы научить ребенка пользоваться носовыми
платками, чтобы не текли из носа сопли, — относительно реально, то
заставить его похудеть гораздо труднее. Нельзя внушать ребенку, что его
можно не любить и преследовать за его инакость. «Так формируется
чувствительность к внешней оценке, — говорит Наталья Науменко. — Нельзя
подгонять свои качества под оценку других людей, не с этого конца надо
формировать самопринятие».
Что делать с чужим ребенком?
Родителей во взаимодействии с чужими детьми мотает из крайности
в крайность: то они закрывают глаза на коллективное избиение в двух
метрах от них, потому что не отвечают за воспитание чужих детей. То
бросаются с кулаками на обидчиков своего ребенка, потому что за своего
готовы сразу порвать. И учат своих решать все проблемы кулаками: «а ты
ему вдарь как следует». И отсюда начинаются тяжелые разборки, часто
с привлечением правоохранительных органов.
Типичная ситуация: второклассник Женя толкает девочку Машу в школьном
вестибюле, пока они оба выбирают место, чтобы сесть и переобуться. Маша
падает. Машина бабушка толкает Женю и называет его идиотом. Женя
падает. Бабушка помогает Маше подняться и велит плачущему Жене держаться
подальше от ее внучки. Эмоции мешают ей быть взрослой, не бороться
с ребенком на равных.
Безобразничающих детей надо спокойно и твердо остановить. Если чужой
ребенок грубит и хамит, не следует опускаться на его уровень. Нельзя ему
угрожать и прибегать к ненормативной лексике. Лучше всего сдать его на
руки родителям и беседовать с ними, в идеале — в присутствии и при
посредничестве педагогов. Важно: чужих детей нельзя хватать руками,
разве что их поведение угрожает чьей-то жизни или здоровью.
Внутреннее солнце
Многие научные исследования связывают школьную травлю
с неблагополучием в семье и экономическим неблагополучием региона.
Внутреннее неблагополучие ребенка ищет выхода — и легкой жертвой
оказывается сидящий рядом «не такой»: очкарик, нерусский, хромой,
жирный, ботан. И если счастливого и любимого ребенка не так просто
поддеть, то ребенка несчастливого зацепить легко: он весь — уязвимое
место. Счастливый и внимания не обратит на чужие глупости; несчастный
взвоет, ринется в погоню — и обеспечит обидчику фейерверк эмоций,
которого тот и добивался.
Так что очень хороший способ сделать своего ребенка неуязвимым — это
окружить его, как в «Гарри Поттере», мощной защитой родительской любви.
Когда ты понимаешь, что тебя можно любить, когда у тебя есть чувство
собственного достоинства — тебя не так легко вывести из себя словами
«очкарик — в попе шарик»: подумаешь, глупости. Это мама с папой должны
вырастить в ребенке вот это внутреннее солнышко: жизнь хороша, меня
любят, я хороший и имею право жить и быть любимым. Каждый ребенок —
Божье дитя, плод Его любви, в каждом — Его дыхание.
Родители, однако, с раннего детства — из лучших, конечно,
побуждений — гасят это внутреннее солнышко, бесконечно попрекая ребенка
его недостатками и скупясь на добрые слова. Ребенка стыдят, обвиняют
и эмоционально шантажируют, не видя грани, которую нельзя переходить. За
этой гранью ребенок понимает, что он ничтожен, он не имеет права жить.
Ему бесконечно стыдно за себя, он виноват в том, что он такой. Его
глубоко ранят самые безобидные дразнилки. У него уже запущен процесс
виктимизации — превращения в жертву.
Спокойствие, только спокойствие!
Сережа хочет вывести Диму из себя. Его радует власть над Димой. Когда
Дима бесится, краснеет и орет, Сережа радуется — как будто он взорвал
хлопушку: ба-бах — и конфетти летят. Дима не может промолчать. Он
стремится стереть Сережу с лица земли. Мама пытается убедить Диму, что
не надо так бурно реагировать, что можно отшутиться, уйти, промолчать.
Но Диме кажется, что промолчать — не круто: надо врезать как следует,
чтобы не сочли слабаком.
С этим тоже можно справляться: скажем, вместе смотреть фильмы
о героях и обращать внимание не на те эпизоды, где герой всех бьет, а на
те, где от него требуется выдержка и хладнокровие. В этом смысле
идеальны фильмы о шпионах и суперагентах. Впрочем, даже Карлсон с его
тактиками низвождения, курощения и дуракаваляния — неплохое подспорье.
Культурные нормы требуют, чтобы ребенок был сильным и не давал спуску
обидчикам, а цивилизационные — не поощряют насилие; не ударишь
в ответ — ты слабак, ударишь — потащат в детскую комнату милиции. Как ни
поступи — окажешься неправ. «Если не знаешь, как поступить, поступай по
закону», — напоминает старую истину Наталья Науменко.
«У ребенка всегда большой соблазн ответить силой на силу, — замечает
психолог Элина Жилина. — Его можно учить не отвечать, физически уходить,
игнорировать обидчика. А если отвечать — то на другом уровне. Это
трудно, потому что требует довольно высокого уровня самосознания
и уверенности в себе. Но можно с раннего возраста учить ребенка видеть,
что стоит за поступками другого человека, понимать его мотивы и порой
даже пожалеть: ты несчастный, раз так бесишься. Это полезно, особенно
если удается добиться не гордой, презрительной жалости, а искреннего
сочувствия: как же ему тяжело живется, что из него такая пакость лезет».
Если родители — христиане, у них есть шанс научить ребенка тому, что
смирение и кротость — это не слабость, а колоссальная внутренняя сила.
Что подставить вторую щеку — это значит показать, что насилие не может
тебя уничтожить, что оно никак не вредит тебе, не задевает тебя. Детям
бывает трудно это вместить: им ближе «око за око». Родителям еще
предстоит вырастить в них эту силу духа — и пока ее нет, ребенка надо
учить иначе справляться с оскорблениями.
«Важно донести до ребенка простую мысль: если кто-то говорит о тебе
гадости, это не твоя проблема, а его, — говорит Наталья Науменко. —
Научить ребенка правильно реагировать на оскорбления, не бросаясь в бой
по каждому поводу, быстро не получится. Это кропотливая работа, на нее
нужно месяца три-четыре. И иногда бывает нужно изъять ребенка из среды,
где его травят. Если нет принятия среды — нельзя работать над
самооценкой. Можно забрать ребенка на семейное обучение, на экстернат
и вернуть его в школу позднее. Часто бывает, что в травле виноват не
ребенок, а среда. Например, классический вариант сказки о гадком
утенке — одаренный ребенок в школе в социально неблагополучном районе.
Мы, взрослые, можем выбирать для себя среду — можем уволиться с работы,
где нас унижают. У детей такой возможности нет. Но мы можем им помочь,
подыскав среду, где их будут принимать».
Наконец, с детьми, имеющими опыт травли, опыт незаслуженного
страдания, обязательно надо разговаривать — на этом настаивают все
специалисты. Может быть, психологическая или психиатрическая помощь
понадобится далеко не всем, но всем нужно помочь пережить и переработать
этот травматический опыт, чтобы он не искалечил, а сделал сильнее.
Гармония и прощение
При подготовке этой статьи мне пришлось прочитать довольно много
научных исследований в области школьной травли. Потрясло американское
исследование, утверждающее: в 85 % случаев травли окружающие взрослые
и дети безучастно наблюдают за ней и не вмешиваются. При этом финские,
канадские и другие ученые утверждают: свидетели травли могут кардинально
повлиять на происходящее, если не будут отмалчиваться и отсиживаться
в сторонке. При этом защищать жертву оказывается не так эффективно, как
остановить обидчика. А значит, по-хорошему, своих детей надо учить не
только противостоять тем, кто обижает лично их, но и не давать в обиду
других, не бросать их наедине с бедой. Помню, как на собрании в первом
классе у сына учительница рассказывала: «Я сказала: Алиса, посмотри, ты
так плохо себя ведешь, с тобой же дружить никто не хочет. Вот поднимите
руки — кто хочет сидеть с Алисой? Никто руку не поднял. И только Саша,
самый маленький, встал и сказал: «Я буду дружить с Алисой». Просто урок
мне преподал».
Помощь и поддержка друзей помогают снизить виктимизацию у жертв
травли. Шведские ученые из Готенбургского университета в Гётеборге
опросили повзрослевших жертв школьной травли: что, в конце концов, ее
остановило? Два самых популярных ответа: «вмешательство учителя»
и «переход в другую школу».
Наконец, обратило на себя внимание гонконгское исследование:
сотрудники педагогического факультета Гонконгского университета
в качестве профилактики школьной травли предлагают воспитывать детей
в духе «ценностей гармонии и прощения на общешкольном уровне, чтобы
культивировать гармоничную школьную культуру». Казалось бы, Гонконг
вообще не принадлежит к христианской культуре. Но именно там считают
нужным учить школьников жить в гармонии с самими собой и прощать
других — тому, о чем мы не то что забываем, а даже вовсе не думаем.
Надо учить прощать. Ведь обида и злость живут в оскорбленной душе
годами, отравляя ее и не давая подняться. Но как простить — это уже
совсем другая тема. Кого травят
Жертвами постоянной или эпизодической травли становятся около 20-25 %
школьников, причем мальчики чаще, чем девочки. Типичная жертва травли —
ученик школы в социально неблагополучном районе, ребенок из
несчастливой семьи, часто ссорящийся с родителями и подумывающий
о побеге из дома. 80 % жертв систематической травли постоянно находятся
в подавленном настроении
(По данным исследований, проведенных в Университете Саскачевана, Канада).
Кто травит
Обидчиками чаще других становятся дети, с которыми плохо обращаются
дома, подвергают их насилию. Такие дети обычно стараются доминировать
над другими. Они чаще своих сверстников, не участвующих в травле, имеют
психические проблемы и проблемы поведения, склонны к оппозиционному
и вызывающему поведению.
(По данным исследований, проведенных в психиатрической больнице
Мехико, Мексика; на факультете психиатрии Рочестерского университета,
США; в Институте клинической медицины в Тромсё, Норвегия).
Отклонения в здоровье делают детей легкой мишенью для сверстников.
Чаще других травят детей, страдающих ожирением, но не только их: среди
жертв травли — слабовидящие, слабослышащие, хромающие и т. д.
Дети с медицинскими проблемами —
группа риска
Повышенному риску травли подвергаются дети с синдромом дефицита
внимания и гиперактивности, с тиками и синдромом Туретта (почти четверть
из них травят). Здесь существует порочный круг: чем сильнее у ребенка
проявляются тики и чаще истерики — тем сильнее травля; травля усугубляет
тики и приводит к более частым истерикам. Еще хуже положение у детей
с синдромом Аспергера (проблема аутичного спектра): травле подвергаются
до 94 % таких детей. Причины травли примерно понятны: детям трудно
даются человеческие контакты, они не понимают правил социального
взаимодействия, ведут себя неуместно и кажутся сверстникам глупыми
и странными, за что подвергаются остракизму.
(По данным исследований, проведенных на факультете педиатрии
Университета штата Вашингтон, Сиэттл, США; в Квинследском университете,
Австралия; в Университете штата Нью-Хэмпшир, Дарэм, США).
Травля вредит здоровью и успеваемости
22 % учеников средних классов жалуются на снижение успеваемости из-за травли.
Жертвы травли в 2-3 раза чаще страдают головной болью и болеют. У всех
участников травли — и обидчиков, и жертв, но особенно у жертв —
значительно выше уровень мыслей о самоубийстве и самоповреждении, чем
у их благополучных сверстников. Мальчики, подвергающиеся травле, наносят
себе физические повреждения в четыре раза чаще, чем те, кого не травят.
(По данным ABC News; Национального центра исследования
самоубийств, Ирландия; Уорикского университета, Великобритания;
Национального альянса психических болезней NAMI, США).
Долгосрочный эффект травли
Хотя мальчики оказываются в ситуации травли в два с лишним раза чаще,
чем девочки, долгосрочный эффект оказывается более тяжелым у девочек.
У них чаще, чем у мальчиков, развивается посттравматическое стрессовое
расстройство — реакция организма на психическую травму. Таким
расстройством страдают жертвы терактов, ветераны, пришедшие с войны,
люди, пережившие войны, геноцид, природные катастрофы. Клиническая
симптоматика этого расстройства наблюдается примерно у 28 % мальчиков
и 41 % девочек, которых травили в школе.
Девочки, побывавшие в роли жертв, во взрослом возрасте чаще лежат
в психиатрических клиниках и принимают нейролептики, транквилизаторы
и антидепрессанты, причем это никак не зависит от того, были они
психически здоровы на момент начала травли или нет.
Травля в школе, как и домашнее насилие, увеличивает риск возникновения у жертвы пограничного расстройства личности.
Жертвы школьной травли независимо от их пола вдвое чаще сверстников подвергаются побоям во взрослом возрасте.
(По данным исследований, проведенных в Университете Або,
Финляндия; Университете Ставангера, Норвегия; Институте клинической
медицины в Тромсё, Норвегия; совместного исследования Уорикского
университета, Великобритания, мюнхенского Университета Людвига
Максимилиана, Германия и Гарвардского университета, США).
Ирина Лукьянова
|