– Всегда на любые предложения говорить «нет» незнакомым людям. Если ребенку комфортнее просто уйти или сказать «простите, мама не разрешает мне разговаривать с незнакомыми», научите его этому. Объясните, что он при этом не должен неловко себя чувствовать, это его право.
Большинство конфликтов, как в семье, так и во многих областях жизни, происходит из-за так называемых страстных, негативных мыслей, умозаключений, которые существуют в человеческом сознании на основе предыдущего опыта. Изменение мыслей и чувств поможет супругам избежать чувства ущербности и, как следствие, конфликтов. О том, как это сделать, рассказал психолог Дмитрий Анатольевич Григорьев.
– Какие ошибки мышления, негативные установки мешают в браке, создают конфликтные ситуации?
– Наши чувства произрастают из наших желаний и устремлений. Часто они появляются из-за созданных супругами требований и приказов, их называют «долженствования». Процентов на восемьдесят все конфликтные ситуации возникают из-за них. Это очень знакомые нам установки: «Я должен, потому что несу ответственность», «Он должен, потому что глава семейства», «Должен, потому что так воспитан», &la
... Читать дальше »
Один психолог сказал: «При каждой возможности – берите своего ребёнка за руку! Пройдёт совсем немного времени, и он вовсе перестанет протягивать вам свою ладошку!».
Всё, что мы делаем в жизни наших детей, возвращается сторицей. Если ребёнок растёт в доверии – он тоже учится доверять другим, если малыша любят и поддерживают, он сам становится внимательным и заботливым.
Но есть страшные ошибки, которые взрослые совершают под воздействием гнева или равнодушия, не подумав, чем это может обернуться в маленькой детской душе…
- давать детям возможность заботиться друг о друге (не заставлять, а приветствовать инициативу). Например, если один ребёнок обидел другого, можно дать некоторое время, чтобы он попробовал его утешить, а не бросаться самим успокаивать. Обижающий при этом поймёт, что в его силах не только испортить атмосферу, но и наладить её тоже.
- подсказывать детям, как они могут друг другу помочь, делать что-то вместе.
- не говорить, что вы любите всех одинаково, а подчёркивать индивидуальность и важность каждого ребёнка в отдельности.
- не давать (времени, сладостей и т.д.) одинаково, а каждому по потребности.
- (самое главное) не сравнивать детей друг с другом! Даже если сравнение кажется положительным для обоих, это может подтолкнуть их к дальнейшему соревнованию. Лучше сравнивать каждого ребёнка с его прошлыми достижениями.
- нельзя навешивать ярлыки и давать детям фиксированные роли в семье. Если одного ребёнка называют "наш танцор&qu
... Читать дальше »
Наблюдениями делится Ольга Гуманова. Солнечный Крит, завтрак «шведский стол» в отеле. Маленький мальчик
лет четырех наливает себе в стакан до краев из кувшина порошковый
оранжевый напиток и осторожно, ступая мелкими шажками, чтобы
не расплескать, несет его к покрытому белой скатертью столику,
за которым его уже ждет бабушка с тарелками бутербродов.
— Вася! Вот балда! Ты зачем столько налил, разольешь ведь сейчас!
Тетя придет и будет ругаться, — выдает бабушка гневную тираду. А затем,
повернувшись к своим подругам по отдыху, произносит мораль. — Вот,
смотрите, до чего доводит жадность.
Вася понуро опускает плечи и бредет к столику, провожаемый
осуждающими взглядами бабушкиных приятельниц. Пятиминутка стыда
... Читать дальше »
Мне думается, если из всех произведений писателя, начиная от самых ранних и кончая публицистическими, выбрать все то, что говорится о воспитании детей, расположить систематически и должным образом прокомментировать, может получиться если не учебник, то во всяком случае очень интересная и оригинальная книга, которая поможет многим занимающимся с детьми и юношеством. Такая работа еще ждет своего исследователя.Я же ставлю перед собой гораздо более скромную задачу: обратить внимание на некоторые мысли и наблюдения гениального писателя, которые мне представляются особенно важными и которые реально помогли мне в моей педагогической работе, заставили что-то переосмыслить, что-то поправить, а от чего-то отказаться.
Самые задушевные мысли о воспитании Ф.М. Достоевский вложил в уста любимых своих героев: старца Зосимы, Алеши Карамазова, князя Мышкина и др. Есть однако у писателя произведения, которые, казалось бы, совсем не имеют отношения к пед
... Читать дальше »
Маленький человек вдруг оказывается в очень сложной ситуации. Раньше просыпался без будильника и скорее сам выполнял эту роль – для мамы. Вокруг были родственники, поездки в гости, посещения храма. Гулять можно было там, где хочется. Сегодня на площадке у дома, завтра в парке, послезавтра поехать кататься на аттракционах. Заниматься тоже можно было и после обеда, и до обеда. Можно в любой момент попросить у мамы или бабушки почитать книжку и они, конечно же, соглашались. Да, в воскресенье утром вставать пораньше, но это все же один день в неделю. А тут раз – и вставать в одно и то же время, заниматься, спать днем по расписанию, гулять только на одной площадке, и все это без мамы или какого-то другого близкого и привычного человека. Как же помочь без стрессов привыкнуть?
Одиночество может быть очень разным. Есть одиночество, для
которого характерна фраза «я никому не нужен». При этом человек может
быть очень востребован на работе, может жить в большой семье. Совсем как
в детском стишке: «Бедный Федотка-сиротка, нет у него никого, только
мама, да папа, да тетка, только дядя, да дедушка с бабушкой». «Никому не
нужен» – это классическая фраза человека с низкой самооценкой. Прежде
всего, такой человек не нужен сам себе. Ведь, если я знаю, что нужна
Богу и сама себе нужна, то я уже такую фразу не скажу.
Бывает «одиночество вдвоем», когда есть любимый человек, но при этом
чувство одиночества сохраняется. Это случай, когда человек пытается за
счет другого заполнить свою внутреннюю пустоту. Для него другой – это
объект, который он хочет использовать, для того чтобы чувствовать себя
лучше. А правда, в том, что другой человек не объект. И внутреннюю
пустоту извне заполнить невозможно.
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2.
Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему
жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому,
тот-третьему, и это - необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
4.
Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и
будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше,
поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай,
что самые важные встречи человека - его встречи с детьми. Обращай больше
внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в
ребенке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано в
... Читать дальше »
«Ах, какая мука – воспитывать», – хочется воскликнуть
вслед за Фрекен Бок буквально каждые десять минут. Мозг постоянно
сверлит мысль о том, что главное в жизни – это прилично воспитать детей.
И совесть грызет и грызет – не то делаешь, не так говоришь, опять о
себе думаешь, опять ленишься, и, наконец, ты обязательно ответишь за
это! С одной стороны, всё верно: родила детей – воспитывай теперь и не
отлынивай. С другой стороны, временами это превращается в навязчивую
идею, психоз и самокопание, то есть вещи совершенно непродуктивные. Вот и
приходится в защитных целях то и дело размышлять об этом нелёгком
процессе.
И если при рождении первого ребенка вопрос о необходимо
... Читать дальше »