Воскресенье, 19.05.2024, 00:58 | RSS
CЕМЬЯ и ДЕТИ
Категории
Вступление в брак [14]
Супружество [19]
О зачатии и вынашивании детей [5]
О здоровье детей [15]
О воспитании детей [21]
Как наказывать детей [7]
О воспитании подростков [14]
Воспитание мальчиков [2]
Воспитание девочек [7]
Дети и школа [8]
Отец в семье [2]
Отдых детей [5]
психология [2]
Слайдшоу
Календарь
«  Ноябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • Богослужебные указания
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » 2010 » Ноябрь » 4 » Если ребенок заболел. Вредные привычки вредны не только для взрослых
    22:53
    Если ребенок заболел. Вредные привычки вредны не только для взрослых

    Вредные привычки вредны не только для взрослых 

        Важно, чтобы родители, особенно папы, но, к сожалению, сейчас приходится говорить и о мамах, усмирили свой эгоизм. Что я имею в виду? Нынешний век навязывает нам очень много привычек, ставших для многих неотъемлемой частью жизни. И среди них превалирует такая привычка, как курение. Дым очень вреден в первую очередь не для курильщика, а для тех, с кем он контактирует. Поэтому обращаюсь к папам, мамам, бабушкам и дедушкам. Если вы не можете отказаться от этой вредной привычки, то, покурив, вы можете подойти к ребенку не раньше, чем через сорок минут. Мне скажут, что сейчас есть много приспособлений: аэрозоли, жвачки, убирающих запах. Все это — атрибуты комфорта для курильщика, не облегчающие участь тех, кто его окружает, потому что компоненты табачного дыма сохраняются на волосах, на одежде, частично на руках. Неблагоприятное воздействие этих компонентов впоследствии может быть одной из причин развития аллергии и астмы, а в переходном возрасте способствовать ранним проявлениям никотиновой зависимости.

    Ох, уж этот телевизор... Что послушать вашему малютке

    Говоря об уходе за ребенком, мне бы хотелось коснуться еще некоторых моментов. Почти в каждом доме сегодня можно встретить видеомагнитофон, СD-проигрыватель, телевизор и другие технические средства.

    Вред телевизора, работающего в доме, где находится малыш, доказывать не нужно. Существует достаточно много трудов, особенно у зарубежных авторов, говорящих об излучении, о неблагоприятном влиянии, в первую очередь, на нервную, сердечно-сосудистую системы, на органы зрения. Поэтому, даже если ребенок и не смотрит телевизор, но те излучения, которые идут от него, оказывают неблагоприятное воздействие на бурно развивающийся организм. Родители порой не связывают с этим какие-то неприятные и неблагоприятные моменты здоровья малыша, но, тем не менее, это один из факторов, который влияет на его здоровье.

    Магнитофон, проигрыватель, радио. В последнее время вышел в свет ряд работ по вопросам влияния музыки на душевное состояние ребенка. Профессор одной из кафедр медицинского института поведал нам о защите диссертации на тему лечения у детей определенных неврологических патологий специально подобранными музыкальными средствами. Насколько это ново? Известно, что грамотно подобранная классическая музыка воздействует на растущий организм одним образом. Рок-музыка другим образом. В чем разница? Если первая способствует созиданию, то вторая — разрушению. И первые, кто задумались над этим и аргументировано доказали это, были (не удивляйтесь!) ветеринары. Когда на фермах, где находились коровы, размещали репродукторы с рок-музыкой, то у коров снижался надой...

    Спи, младенец мой прекрасный, баюшки-баю...

    Оставим буренушек в покое и возвратимся непосредственно к теме нашего разговора. Давайте немножко обратимся к благочестивым традициям России минувших веков. С незапамятных времен русские матери с первых дней жизни своих новорожденных младенцев, качая их, пели колыбельные песни. По опыту многих верующих семей известно, как благоприятно воздействует на детей церковная музыка, кассеты с богослужебными песнопениями, материнское пение молитв, особенно Пресвятой Богородице, молитвы «Отче наш». Дети чисты сердцем. Ребенок более глубоко чувствует, воспринимает слова молитвы. Они для него — живой образ, образ, близкий к его чистой душе, близкой к его чистому сердцу. И, наверное, молитва матери, пение матери, отца будет не только радовать душу ребенка, но и врачевать тело. Сегодня здоровых людей практически нет. Исходя из статистических данных, идет тенденция к увеличению детей, имеющих ту или иную выраженную или скрытую патологию. Хочется, чтобы родители помнили о том, что самая надежная профилактика любых заболеваний — использование в воспитании, ежедневном уходе за ребенком слов молитвы.

    Что еще очень важно? Важно с первых минут жизни, независимо от того, когда ребенок будет крещен, окружать его всем тем, что дорого его родителям. В комнате у ребенка должны быть иконы, в святом уголке — теплиться лампадка, гореть свеча, ибо при всей чистоте новорожденного, очень важно заботиться о самом главном ребенка — его духовном здоровье. Поэтому с первых дней пребывания его в доме мы должны окружить его всем, что несет в себе свет и тепло благодати Духа Святаго.

    Чтобы уберечь малыша от беды...

    Первый год жизни ребенка... Чем он знаменателен, кроме того, что ребенок набирает вес, растет? Он еще интересен и тем, что ребенок на первом году начинает обучаться тому, чего с рождения не умел делать. Например, новорожденный младенец не умеет держать головку. Он очень занятно пытается это делать, и многие из вас знают, что смотреть на его попытки умилительно и трогательно. Поражаешься, насколько это маленькое существо борется за себя, борется за желание делать все так, как делают окружающие его взрослые. Уже к двум месяцам малыш начинает держать головку. В это время матери и отцу очень важно смотреть, как ребенок следит и реагирует на их слова, на их действия, ибо только родители могут быть первыми диагностами глухоты и слепоты детей. К двум месяцам уже фиксирует взгляд, особенно когда к нему обращаются. Он начинает улыбаться, пытается агукать, прислушивается к голосу. Более того, к постоянно повторяющимся звукам малыш очень внимательно прислушивается. Если родители обращают внимание, что на голос ребенок не реагирует, нужно незамедлительно обратиться к врачу и выяснить, слышит ли ребенок или у него проблемы со слухом.

    К сожалению, у новорожденных может встречаться не только глухота, но и слепота. Как ее определить? Есть ряд патологий, которые первыми могут определить родители. Это врожденная катаракта. Ее можно определить, не прибегая к каким-то специальным методам обследования. Под определенным углом зрения мать увидит серый зрачок у ребенка. Это первый симптом, который должен ее насторожить. Мать должна постараться в наикратчайшие сроки, как только она это заметила, обратиться в поликлинику, показать малыша окулисту.

    До шести месяцев младенец не сидит. Он начинает садиться после полугода. Примерно с этого времени он начинает играть с игрушкой, перекладывает ее из руки в руку, издает первые многосложные звуки. Если ребенок шести месяцев по какой-то причине не садится, ничего не произносит, не берет игрушку в руки, маму это должно насторожить. Такого ребятенка обязательно надо показать невропатологу.

    Топ-топ, топает малыш...

    В девять месяцев ребенок встает на ноги. Это очень интересный период. Малыш начинает к нему готовится с шести месяцев. Как только он научился уверенно сидеть, то сразу же подползает к кроватке, хватается ручонками за палочки и пытается привстать. Уже в девять месяцев ребенок, как правило, стоит в кроватке самостоятельно. Если такого не происходит, то это тоже одна из причин, обязывающих мать обратиться к врачу. Дело в том, что тот момент, когда ребенок садится и начинает стоять, для каждого малыша индивидуален. Встречается, что некоторые дети на месяц, а то и на два опережают естественный график «вставания». То есть ребенок опережает сроки развития нервно-рефлекторных функций, предписываемых ему учеными. Поэтому родители должны знать: бывают более ранние и более запоздалые периоды развития моторики у детей.

    Когда же ребенок начинает ходить? Первые попытки ходить он начинает тогда, когда пытается встать. Он начинает передвигать ножками. Сначала это делается по кроватке, потом он, поддерживаемый родительскими руками, пытается сделать самостоятельные движения по полу. Это всегда очень интересно наблюдать: он сам, самостоятельно, делает первые шаги. Как правило, это запоминают все, особенно если речь идет о первом ребенке, потому что для всех это необыкновенная радость: малыш идет сам! И какое несказанное выражение счастья на его детском личике: не передать.

    Первые шаги совершаются по-разному. Бывает, некоторые дети сразу пытаются бежать. Движения всегда совершаются от одной опоры к другой. Если мама и папа стоят друг против друга, то ребенок, подержавшись за папу, очень неуверенно делая несколько шагов, подбегает к маме, веселый, радостный, что у него это получилось. Уже в год он идет за ручку с мамой.

    Если дитя не ходит, как быть? Опять-таки, обращаю внимание родителей: младенца обязательно нужно показывать не только педиатру, но и невропатологу. И, как бы завершая свой рассказ о развитии малыша на первом году жизни, я должна предупредить, что с таким ребенком нужно обязательно ежемесячно посещать врача-педиатра. С трех месяцев надо сдавать анализы мочи и крови. С этого возраста начинают проводить ряд профилактических прививок.

    Как относиться к ним? Об этом уже было сказано выше.

    Формирование речи и художественного вкуса вашего малыша

    Чем еще важен период до года? Он важен общением ребенка со взрослыми и общением взрослых с ребенком. Почему-то у нас, у взрослых, сложилась такая традиция: с ребенком надо «сюсюкать». Нет. С ребенком надо общаться очень доверительно, но не уничижительно. То, как он воспринимает окружающую его вселенную, мы можем себе только представить, но познать до конца внутренний мир младенца мы не можем. Наверное, мало кто отважится сказать: «Я очень хорошо знаю, что малыш чувствует», мало кто досконально знает, как младенец будет себя вести в той или иной ситуации. Такое утверждение будет выглядеть довольно самоуверенно, оно будет далеко от истины, потому что ребенок — это чистота, а во взрослом всегда определенный момент греховности, ввиду чего чувства, которые переполняют ребенка, взрослыми будут трактоваться с искажением. Почему я подробно остановилась на этом? С ребенком надо очень много разговаривать, общаться, ему нужно и читать, с ним надо и петь. С первых дней жизни новорожденного младенца с ним надо постоянно, неленостно заниматься. Ибо формирование речи, формирование художественного вкуса, слуха, памяти, обучаемости ребенка — все это закладывается буквально с первых часов жизни.

    Замечено, что тот ребенок, с которым не разговаривают, начинает говорить позже и хуже, а тот, с которым постоянно общаются, начинает говорить раньше и правильней. У тех детей, которым раньше начинают читать, раньше раскрываются способности к обучению, у них лучше память, они лучше потом учатся в школе.

    Уметь детям читать — целая наука. Родителей тоже надо обучать, что читать, как читать, перегружать детей нельзя.

    С детьми необходимо заниматься моторикой. Надо учить ребенка взять игрушку, переложить ее с места на место, из руки в руку. Этим необходимо заниматься прежде всего в силу того, что через формирование моторики ребенка происходит формирование его речи. Опытные педагоги давно знают: как ребенок работает руками, так он и говорит. Существует тесная связь между нашей моторикой, нашим мышлением и нашей речью.

    Боязнь переохлаждения

    С чем мы, родители, сталкиваемся на первом году жизни нашего младенца? К сожалению, в последнее время у родителей встречается постоянная боязнь простудить ребенка. Я все больше и больше сталкиваюсь с тем, что детей перекутывают. А ученым давно известно, что большинство рецепторов на поверхности — холодовые, и перегревание ведет к мощному внутреннему стрессу, нарушению нормального функционирования, к сбою и затем заболеванию. Как определить — ребенок замерз или нет? Чисто практически есть два старых дедовских способа: потрогать нос малыша и его пятки. Самый явный сигнал о том, что малыш охлажден, — это икание. Страшно ли это для ребенка? Нет. Заверните его в пеленки, дайте теплой воды и все пройдет.

    Пугаться переохлаждения не надо. Такое переохлаждение ни к чему не приведет, наоборот, это будет одним из моментов закаливания ребенка. Если, конечно, это здоровый, не больной ребенок и не страдает какими-нибудь простудными заболеваниями: пневмонией, бронхитом и т.д. В случае болезни мы о закаливании не говорим, там особый режим ухода. Но это тема отдельной беседы, тема индивидуального разговора с матерью заболевшего ребенка.

    Что еще очень важно в занятиях с ребенком? Плаванье. Как относиться к нему? Вода очень благоприятно действует на организм как в плане закаливания, так и в плане укрепления мышц, моторно-двигательного аппарата, тренировки сердечно-сосудистой системы, рефлекторных моментов. Плаванье также формирует определенную смелость у детей. Обучение плавания чрезвычайно необходимо. Но его нужно проводить под наблюдением медиков. Есть хорошая пословица: «Не знаешь броду — не суйся в воду». Так и здесь. Нужно знать ряд определенных правил, чтобы ничем не навредить своему малышу.

    Значение причащения

    Что еще отметить, как важное для родителей ребенка первого года жизни? На мой врачебный взгляд, православный, чисто человеческий, младенцев нужно как можно чаще носить в храм, причащать. Это очень важно для ребенка, это дает большой жизненный заряд, большую силу, очень большой потенциал развития не только физического, но и духовного, душевного здоровья, обретения гармонии с родителями и с окружающим их миром.

    Церковное песнопение очень благоприятно воздействует не только на нервную систему ребенка, но и на все другие системы и органы детского организма. Делаю предположение из своей медицинской практики.

    Особенности физического и психо-эмоционального развития новорожденного

    Итак, говоря о развитии ребенка первого года жизни, отметим следующее: в физическом развитии младенец утраивает свою массу тела, вырастает на 25 сантиметров, к году ему положено иметь от шести до восьми зубов, он ходит за ручку с мамой или папой, пытается брать ложку и есть из тарелки, отпускает предмет по команде, знает слово «нельзя», идет, когда его зовут, выполняет несложные просьбы, произносит от двух до трех коротких значащих слов типа: «Да, на, баба, мама, папа».

    В психо-эмоциональном плане ребенок первого года очень хорошо знает всех тех, кто приходит в семью и на каждого из них имеет свою четкую эмоциональную реакцию. Кроме того, находясь, допустим, в поликлинике или на улице, у него есть попытки к определенному ознакомлению с детьми своего возраста или с теми, кто постарше. Но попытки эти довольно робкие, в основном с рук мамы. Если же это момент знакомства с окружающей природой, то чаще всего он связан с желанием ребенка побегать, потрогать все предметы, которые ему пока не знакомы.

    Кроме определенных возрастных критериев, у детей бывают и индивидуальные особенности. В частности, первая особенность, касающаяся роста зубов. Количество зубов определяется еще тем, перенес ли ребенок рахит или нет. Если ребенок перенес рахит, даже легкой степени, или к году еще имеет это состояние, то зубов, конечно, будет меньше. Кроме того, всегда нужно поинтересоваться у родителей, когда резались зубы у мамы, у папы, у бабушки, у дедушки, потому что есть и индивидуальное особенности запаздывания зубов.

    Как быть, если ребенку год, а он еще не говорит? Во-первых, нужно помнить: мальчики, по преимуществу, в сроках несколько отстают от девочек. Это один аспект. Второй. Обязательно надо выяснить, если ребенок не говорит, а слышит ли он. Малыша должны посмотреть и ЛОР-врач, и невропатолог, и в тех поликлиниках, в которых есть логопед, хотя по всем нормативам и требованиям, существующих в обследовании детей, логопедам мы показываем детей ближе к двум годам, после трех лет развития.

    Что делать, когда ребенок не ходит? Здесь вопрос должен решаться обязательно с невропатологом. Если ребенок не берет ложку, если моторика слабая, с чем это связано? Возможно, ребенок просто не приучен, с ним не занимались. Возможно, это проявление рахита, малышу сложно выполнять такие довольно тонкие манипуляции. Возможно, это какая-то определенная патология со стороны нервной системы, та же гипотония и определенные спазмы со стороны мышц кисти. Младенец не то что не хочет этого делать или не умеет, он просто физически не может это сделать в силу определенных нарушений. Поэтому здесь необходима мудрость родительская, нужно всегда быть настроенным на тот момент: если ребенок чего-то из того, что делают дети в его возрасте, не может сделать, значит его лишний раз надо показать врачу-специалисту в той области, в которой имеется проблема состояния здоровья ребенка.

    И еще раз хотелось бы мне обратить внимание на зрение детей, потому что в большинстве поликлиник бывают проблемы с окулистами, а патология со стороны глаз, хотя и редко, но тем не менее встречается.

    Совсем недавно, оформляя ребенка в детский коллектив, я выяснила, что у четырехлетнего ребенка врожденная катаракта, а обнаружено это совсем недавно и не совсем по вине врачей, а больше по вине мамы. Она сама мне об этом сказала, потому что признаки болезни первой увидела мама, но почему-то ее смущало обращение к окулисту, была внутренняя нерешимость, может быть, страх. Но ведь если патология налицо, от нее все равно никуда не скрыться.

    Самое трудное для меня, как участкового врача, в подобных историях, знаете что? Каждый раз объяснять мамам: чем позже при врожденной патологии глаз обращаются к окулисту, тем сложнее исправлять этот дефект.

    Мама, я сам!

    Первый год жизни — это период очень интересный, период перехода от полной зависимости в состоянии и поведении от родителей до начальных проявлений самостоятельности ребенка. Это научение навыкам ходьбы, навыкам использования предметов ежедневного пользования — ложки, чашки, игрушки. Это время попыток общения с ровесниками, со старшими людьми, которые их окружают, время первого выражения своих эмоций и словами, и определенными жестами, плачем, смехом, мимикой. Это первая ступенька чисто самостоятельной жизни.

    Переходя к повествованию о детях от года до трех, хочу подчеркнуть: то, что было заложено или не заложено родителями на первом году жизни, так или иначе будет сказываться на дальнейшем состоянии не только физическом, но в первую очередь на психическом, психологическом, с точки зрения религии — духовном и душевном состоянии. Все самое глубинное закладывается именно с молоком матери, именно с первых шагов, с первых минут самостоятельной жизни малыша на земле. Поэтому еще и еще раз подчеркиваю — не надо относиться к младенцам первого года, как к существам совсем ничего не понимающим. Это период, который для нас, взрослых, пожалуй, наиболее закрытый. Мы можем оценить внешние факторы, функционирование внутренних систем, органов, нервно-рефлекторных составляющих. Но, к сожалению, душевные переживания младенца, его мироощущение мы можем понимать или трактовать только в силу той мудрости, которую дает нам Господь, и в силу чистоты нашей родительской, в силу любви нашей родительской. В связи с этим многое в поведении ребенка для нас остается непознанным, непонятным, утрачивается.

    Но последствия именно этих моментов становятся значимыми в дальнейшем. Многие проблемы, возникающие у детей 10-12-14 лет и старше, связаны со взаимоотношениями с родителями, с остальными членами семьи, с окружающими. Это проблемы как раз (как ни странно) именно первых лет жизни ребенка. Ибо все то, что мы закладываем с первых минут его появления на земле, мы потом и пожинаем.

    Малыш — зеркало близких ему людей

    Прежде всего хочу рассказать один, глубоко запомнившийся мне случай.

    Это девочка из семьи, где мать лишена родительских прав, она до года воспитывалась отчимом, а затем была отдана в Дом малютки. Там она воспитывалась до двух с лишним лет, а затем ее взяли в семью. Мне пришлось столкнуться с этой девочкой в саду. Что меня как врача заинтересовало: особый интерес малышки к своим половым органам. Когда я переговорила с опекуном этой девочки, она сказала, что эта девчушка проявляет интерес в половой сфере своего названного старшего брата. Причем, ребенок делает неосознанно, ему всего 2,5 года. К сожалению, мы не знаем, что происходило в родительской семье. Сразу возникает мысль, о том, что, вероятно, в самом раннем детстве новорожденной малышки были какие-то неблагоприятные случаи в семье. А может в период беременности мамы моральный облик был не того нравственного уровня, который предполагает сама суть материнства.

    Расскажу еще об одном случае, возможно, кому-то он покажется забавным. Случай, который подглядел один из наших докторов летом на даче.

    Маленькие дети: девочка где-то года три, мальчики постарше — до четырех лет, собрались поиграть. Одна девочка и три мальчика. Они долго решали, чем им заняться, пытались друг за другом бегать, где-то спрятаться, потом в конце концов сели около забора и девочка, немножко помолчав и помолчав, предложила игру, которая называлась: «Давайте целоваться».

    Как к этому отнестись? Как к факту, которому мы увидели. Мы взрослые подглядели времяпрепровождение маленьких детей, а дети до этого подглядели, как проводят время окружающие их взрослые...

    Наверное, девочка, когда предлагала эту игру, не понимала этого, а скорей всего, повторила то, что где-то видела, возможно, по телевизору, где-то на улице или, возможно, у родителей. Во всяком случае такие примеры все-таки должны заставить взрослых быть повнимательней к своим словам, к своему поведению. Нужно всегда помнить: маленькие дети, которые нас окружают, очень внимательно за нами следят, как бы впитывают каждое наше слово, стараются запомнить каждый наш жест и потом его повторить. Если мы будем более критичны, более внимательны, более строги в своем поведении, наверное, многих проблем, связанных с подростковым периодом, не возникнет.

    Дети — непревзойденные дипломаты

    Продолжая разговор о периоде детства с года до трех лет, мне бы хотелось предложить вашему вниманию еще одну ситуацию, которую рассказала нам ассистент об одном маленьком ребенке.

    Мальчику около двух с половиной лет, он живет в квартире с мамой, папой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свой возраст, он умеет очень грамотно выстроить свое поведение по отношению к каждому из членов семьи. Когда он бывает с папой, то он предельно внимательный, не капризничает, старается выполнить все, что говорит ему папа. У мамы он выпрашивает то, что ему особо хочется: игрушки или сладости. Причем, делает это он очень искусно: говорит маме всякие комплименты, очень нежные слова, обещает слушаться ее. Таким образом он получает желаемое. С бабушкой он ведет себя противоположным образом. Если бабушка ему что-то запрещает или не дает требуемое, он устраивает ей скандал: плачет, шумит, бросает игрушки. И самое, наверное, интересно, как он ведет себя с дедом. Когда дед заходит в квартиру, то ребенок незамедлительно выбегает из своей комнатки, тут же выносит ему тапки. Я помню, доктор, рассказывающий нам этот случай, сказал: «Наверняка из этого ребенка вырастет дипломат».

    Сложно сказать, что и как будет в будущем, наверное, Одному Господу это открыто, мы смеем только предполагать. Время все расставит на свои места. Но этот случай мне запомнился еще тем, что дети — удивительный камертон в семье. И хотя мы очень часто где-то внутри полагаем или говорим: «они не понимают», «они не знают», скорее всего, мы их не знаем — ни медики, ни родители. Скорей всего, мы много чего не знаем в них. Но они, живя с нами, удивительным образом показывают нам самим нас же, наши положительные и отрицательные стороны. Они показывают удивительную свою детскую дипломатию, умение как бы играть на слабостях каждого из взрослых. Более того, очень часто бывает, что дети, показывают нам самих себя, в какой-нибудь очень неожиданной форме.

    Расскажу еще один бытовой случай.

    Ребенок в возрасте двух лет десяти месяцев, мальчик, стоит около зеркала и очень кокетливо водит ручонкой по ресничкам жестами, напоминающими жесты крашения ресниц. Затем разворачивает правую сторону, закатывает глазки, поворачивается в левую сторону, закатывает глазки, поправляет свою одежду, при этом ведет себя довольно кокетливо и его детское личико просто светится от удовольствия...

    Когда по прошествии времени удалось увидеть его старшую сестру, то ее действия были один к одному. Вот так малыш скопировал кокетство старшего по возрасту родственника.

    И, заканчивая «зеркальную» тему, приведу еще маленький рассказ одной мамы.

    Как-то раз она, занимаясь своими делами, услышала голос своего трехлетнего малыша: «Сашка, Сашка, ты красивый!». Она зашла в комнату и увидела такую картину: ее малыш стоит у зеркала и, тыча в свое отражение пухленьким пальчиком, поет себе «дифирамбы». Конечно же, делал это он бессознательно, он повторял те слова, которые каждый день слышал в свой адрес от соседей, от умиленных попутчиц в транспорте...

    Взрослые не задумываются, как вредят подобными комплиментами маленьким девочкам и мальчикам, буквально калечат их души, и сколько труда приходится прикладывать родителям, чтобы выдернуть прорастающие маленькие сорнячки из сознания своих малышей и воспитывать их в скромности и целомудрии.

    Физические и психические особенности развития ребенка от года до трех лет

    Каковы же особенности физического и психического развития в этом возрасте? На втором году жизни ребенок прибавляет два с половиной килограмма и вырастает в среднем на 10-15 сантиметров. Наиболее характерные нормы психического развития: в полтора года ребенок с поддержкой идет по лестнице, ест ложкой, подражает действиям взрослых, четко говорит десять слов; в два года бегает, строит дом из шести кубиков, играет с другими детьми, произносит предложение. В два с половиной года идет по лестнице, меняя ноги, строит дом из девяти кубиков, убирает игрушки, зовет себя «я», знает полное имя. И наконец в три года может стоять на одной ноге, ездить на трехколесном велосипеде, может нарисовать окружность, крест, моет руки, самостоятельно ходит в туалет, помогает одеваться, знает стихи, считает до трех предметов. Это то, что в норме могут дети от года до трех лет. Многие вышеназванные моменты: моет руки, убирает игрушки, самостоятельно ходит в туалет — воспитательные. Родители должны приучать к этому своего ребенка. Более того, этот период характеризуется тем, что у ребенка окончательно заполняется рот зубами, и к двум с половиной-трем годам во рту насчитывается около двадцати зубов.

    Исходя из этих возрастных особенностей, поговорим, в чем и как необходимо взрослым помогать детям, чтобы ни в коем случае не навредить им, как исполнить свой родительский долг, воспитать детишек в добром нраве, в добром здоровье, во славу Божью, на радость себе и на пользу окружающим.

    Не надо мне манной каши, дайте мне морковку — я уже большой...

    Итак, начнем с физического развития. Для нормального физического развития ребенку от года до трех лет требуется не только правильное питание, но и правильная физическая нагрузка. В чем это заключается? У ребенка, у которого появились зубы, стол несколько меняется. Если до шести месяцев применялась только жидкая пища, то, после пяти-шести месяцев — вводятся прикормы: пюре, каши, супы, мясной фарш и т.д. К году, когда у ребенка насчитывается 6-8 зубов, ему дают пожевать мягкое яблочко, специально трут морковку для того, чтобы ребенок учился жевать. И постепенно, от года до трех лет, как бы огрубляя пищу, рацион практически выравнивают с пищей взрослых, ибо если у ребенка есть зубы, он уже может жевать, может употреблять в пищу более грубо обработанные продукты.

    Говоря о питании, важно упомянуть о сбалансированности белков, жиров и углеводов. Питание должно быть разнообразным. Его разнообразие в первую очередь формируется в достаточном наличии овощей и фруктов, которые несут в себе витамины, микроэлементы, необходимые для растущего организма. Детскому организму необходимы и белки, которые участвуют в строительстве клеток, в определенном энергетическом обмене, белки как растительные, так и животные. Необходимо и достаточное количество углеводов, потому что углеводы несут энергию, а дети — это живчики, это постоянное движение, им энергии требуется много. Должны быть и жиры, потому что жиры — смазочный материал, он необходим как и для соединительных тканей, так и для костно-мышечной ткани.

    И все это вместе: и витамины, и микроэлементы, и жиры, и белки, и углеводы — необходимый строительный материал, который должны предоставить растущему организму родители.

    Здоровые зубы

    Очень важно обратить внимание родителей на то, что для формирования правильного прикуса, правильного жевания, детей надо как можно раньше отучать от такого неприятного явления как сосание соски. Соска — вещь удобная прежде всего для родителей, ибо рот малыша занят и он молчит. Ну, а для ребенка?

    Постоянное сосание вызывает раздражение пищеварительных центров коры головного мозга и, соответственно, органов, которые перерабатывают пищу. Они передают постоянные сигналы для выработки тех ферментов и секретов, необходимых для переработки продуктов.

    Усиливается перистальтика желудка, кишечника. Насколько это полезно ребенку? Это отнюдь не полезно, потому что и кишечник, и желудок находятся в режиме повышенной работы, ибо повышена потребность в энергетическом материале, поэтому-то все системы работают в довольно напряженном режиме. Усиливать этот напряженный режим нет никакой необходимости.

    Постоянное сосание приводит к тому, что нарушается формирование прикуса у ребенка и очень часто до трех, чаще после трех лет родителям приходится обращаться к ортодонту, специалисту, который занимается непосредственно прикусом. Почему формирование правильного прикуса так важен? Дело в том, что при неправильном смыкании зубов нарушается и ухудшается механическое перетирание пищи, вслед за этим нарушается процесс смачивания слюной и начальной переработки пищи в ротовой полости. Это приводит к функциональному сбою других органов: желудка, 12-перстной кишки, желчного пузыря, кишечника. Кроме того, неправильный прикус — это и эстетическое нарушение.

    Причиной неправильного прикуса бывает не только сосание ребенком соски, но и некоторые наследственные факторы. Поэтому родителям нужно помнить не о том, чтобы рот младенца был занят и чтобы он побольше молчал, а о том, чтобы ребенок рос здоровым, чтобы его пищеварительная система функционировала нормально, ибо сейчас детей, у которых имеется функциональное нарушение, немало. И это обусловлено не только не достаточно хорошим качеством пищи, как считают родители, да и от врачей часто приходится это слышать. Нет. Это обусловлено многими причинами, но и вообще подходом к культуре питания, как таковой.


    Категория: О здоровье детей | Просмотров: 1381 | Добавил: Asta | Теги: о здоровье детей