Сегодняшнее состояние общества, когда среда с рекламой пива,
фильмами насилия и ужасов делает детей растерянными, равнодушными и
вялыми, сводит усилия родителей и педагогов практически на нет. Отец
Андрей, просим Вас поучаствовать в обсуждении проблемы «Когда ребенок ничего не хочет». Первый
к Вам вопрос: как можно воспитать жизнелюбивых, добрых и активных в
жизни детей. Иногда кажется, что никогда не знаешь, каким вырастет
ребенок, как его не воспитывай! Все темы, касающиеся воспитания деток, возможно обсуждать только
внутри того целого, что представляет собой семья – это средоточие всего
для ребенка. Самым важным является то, какие образы воспринимает душа
смлада, а они выстраиваются не иначе, как в доме, в семье. Развитие
ребенка, систему ценностей и духовную цель его жизни полагают родители.
Следуя доброму примеру папы и мамы, дети усваивают истинные жизненные
ценности и находят лучшее применение своим физическим и умственным
силам. А наши беспокойства по поводу того, как это будет
реализовано в его дальнейшей жизни, связаны с тем, что мы забываем:
действует и воспитывает в этом мире Господь, мы лишь Его соработники.
Именно потому порой получается, что наши «наиблагочестивейшие»
родительские устремления заканчиваются ничем: непременно хотели
вырастить из ребенка преподобного, а он почему-то в храм перестал
ходить! Видимо, родители применяли насилие, а ребенок видел разницу
между образом благочестия, которое мы ему навязывали, и тем, как жили
сами родители. Они должны подавать детям живой пример того, какими
желают видеть детей. Конечно, со стороны родителей требуется
мудрость к тому, как поступать и как по чувствовать волю Божию о ребенке
– на каждом она своя. Каковы же истоки у этой проблемы? Сама
проблема заставляет нас, взрослых задуматься о том, что мир, который мы
создаем для наших детей – не благополучный, он не дает им возможности
полноценно жить и развиваться, ребенок отстраняется от него. Дети очень
устают от обилия информации, теперь они знают о тех сторонах жизни,
которых им не положено знать по возрасту. Мы видим огромное число
образов порока, грехопадений, которые вкладываются в детские души через
средства массовой информации, и никто не говорит о святости! Теперь даже
в школе все реже можно слышать: «Совесть у тебя есть?» Кто сейчас
говорит о чести, честности, о том, что предавать нельзя? А это помогло
бы им чуть устоять, не пасть совсем! У ребенка нет необходимого
духовного опыта, чтобы защититься от агрессивного мира, и поэтому он
уходит в себя. Остается только семья! Если семья не просто хранит
эти понятия, но и являет в жизни нравственные образы, ребенку будет
проще находить правильные ответы на смущения, возникающие по мере его
взросления, когда ему приходится сталкиваться с жизненными задачами,
которые так или иначе сопровождают нас в земной жизни. Здесь очень
важно и церковное воспитание – оно дает ребенку фундаментальное
представление об окружающем его мире. Становление личности ребенка на
житиях святых дает правильное восприятие и понимание мира. Как говорят:
«По имени твоему житие твое». Он будет ориентироваться на примеры из
жизни своего святого, будет знать, как его святой боролся с соблазнами
мира и как в них выстоял. Правда, иногда в сердце повзрослевшего
ребенка может постучаться вопрос: «Мама, зачем ты меня так воспитала?
Мне очень трудно, я не могу поступать как многие вокруг!» – но это лишь
свидетельство того, что в семье было положено начало святости в
человеке, которое будет сопровождать его по жизни. Церковь,
имеющая целью достижение святости, предлагает средства к этому, как жить
и что делать! Чем раньше ребенок напитается благодатью Божией, тем ему
проще будет дальше жить. Это не означает, что он будет избавлен от
тернистого пути с искушениями и обретением своего духовного опыта, мы за
него этот путь пройти не можем, но благодатное начало ребенок все равно
никогда не потеряет. Оно будет основанием для него, что бы не
происходило в его жизни дальше: он будет знать, что есть такое место в
мире, где можно найти утешение, поддержку и совет. Его будет вести
Господь, он всегда может вернуться в отчий дом – притча о блудном сыне
актуальна во все времена! Только ли духовные корни у этой проблемы? В
жизни много сторон – не все переносится на духовное. Мы не можем
многого требовать от детей, которые живут в больших городах, и особенно в
Москве: во многом детская вялость связана с атмосферой, в которой они
живут, не только информационной – им просто нечем дышать, нет физических
сил! Порой та апатия, которую мы в них видим, может быть связана
элементарно с физическим состоянием: их детское сердце вынуждено
переносить испытания и переживания, которые трудно вместить в этом
возрасте. На психику ребенка давят постоянный поток информации,
невозможность уединиться, раздраженные вокруг люди. Нетрудно заметить,
как в них просыпается энергия, силы и интерес ко всему на природе! Когда-то
годам к двадцати, а то и раньше, человек успевал выполнить все
необходимые биологические и социальные функции: и добытчиком стать, и
потомство оставить. А в наше время к 16-20 ти годам человек все еще
находится в положении ребенка–потребителя, так сказать, жизнь только
начинается. Хотелось бы услышать Ваше мнение об инфантилизме, о котором
обычно говорят лишь начиная со школьного и подросткового возраста. Это
одна из современных болезней, которая свойственна не только детям, но и
взрослым – сколько семей, в которых взрослые мужчины не хотят работать!
Речь идет о духовном иждивенчестве: кто-то за нас все должен сделать!
По сути своей, эта болезнь поразила все общество – никто не знает куда
идти, нет цели, а если нет цели, – зачем что-либо делать! Дети не нужны
обществу и миру – мы это понимаем, а они ясно чувствуют. Эта
болезнь, более свойственная взрослым, поражает теперь и детей, их волю,
весь состав их детского устроения. К сожалению, от нее никто не
застрахован: нередко это касается и детей из вполне благочестивых семей.
Нам тут следует крепко задуматься, поскольку сам ребенок не может
сформулировать, что с ним происходит! Ему конечно можно давать
психологические обманки, для того, чтобы заставить куда-то двинуться, но
все дело чаще всего в том, родители должны повзрослеть сами, перестать
быть инфантильными и держаться за свою безынициативность. Инфантильность
может быть результатом не совсем правильного воспитания в отрочестве,
когда ребенку особенно необходимо передоверять ответственность за себя
самого, за свои поступки. Почему ребенок не хочет брать на себя ответственность? Раньше
всех воспитывали весьма определенно: девочек – в понимании того, что
они должны стать женами и матерями и что от них потребуется определенный
подвиг. Теперь никто не воспитывает девочек быть матерью! Точно также
мальчиков с детства воспитывали как будущих мужей, кормильцев,
защитников – и это было в любом сословии. У писателя Василия
Белого есть произведение «Лад», в котором он удивительно ярко описывает
мир крестьянской общины, семьи, хозяйства. Этот мир предстает в «ладном»
состоянии, в каком помнит его история и в каком видит его писатель. Лад
порождался правильной ритмичностью всего кругооборота земной жизни. Что
важно, тогда у детей игрушки были связаны с трудом, не было абстрактных
игр и игрушек. Дети сами их делали и это было детским вхождением в
строй и порядок взрослой жизни, и это делало жизнь понятной для них! А
сейчас ребенок погружается в мир виртуальный. Играя, он вполне может
причинять боль кому-то – в том несуществующем мире от этого ничего
страшного не происходит. Но когда ребенок выходит в реальный мир, часто
даже в отроческом возрасте, он начинает обижать других, совсем не
понимая, что причиняет другому боль! А если ему сделают больно,
обижается, удивляется и опять ничего не понимает, потому что привык жить
нереальным миром! Конечно, это разрушает психику ребенка и последствия
таких игр не заставляют себя долго ждать – происходит поражение
личности, которую потом трудно восстановить. Такие дети уже старички:
еще не потрудились, а уже хочется отдыхать, поиск отдыха идет впереди
всего! А для нас взрослых – это свидетельство того, какой мир мы
строим! В таком мире нет места полноте детской жизни, которая
способствует становлению личности его. Мир детства можно сохранить
только в семье – теплый, защищенный, радостный, с особой атмосферой, с
запахом родного дома, с мамиными руками ! Жаль, что мы часто не предаем
значения тому, как легко отдаем наших детей в этот безумный, безумный,
безумный мир! А мир над ними не устает трудиться! Потому и
обрушились нападки на институт семьи, что это передовая в войне за
ребенка, это единственная преграда тому, чтобы окончательно не
развалилась личность ребенка. Вот что удивительно, раньше ребенок
начинал исповедоваться лет в семь, когда у него пробуждалось
самосознание – теперь это происходит нередко и пять лет! Он все
понимает, и как сознательный человек может назвать грех. В том, что
малые дети приходят на исповедь, тоже наверное есть знак нашего времени:
они все раньше начинают понимать, и это для них трагедия! С одной
стороны его детское сердце не может принять грех, но с другой стороны,
мир через уродливые формы и образы производит насилие над его детской
душой – страсти человеческие молодеют! Бесконечно работающий телевизор в
квартирах закладывает образы падшие, образы гнилые, которые начинают
разрушать его личность – плоды не заставят себя долго ждать! Родителям
нечего удивляться! Где-то мы просмотрели, пропустили момент, и вместо
того, чтобы напитаться детской чистотой – той, что была в сердце
маленького ребенка – сами ничего не получили, и ему не дали развиваться в
естественном для него детском чистом устроении. Или как может
быть активным ребенок, или если родители без конца обсуждаются
вселенские события или патриотические темы, а своих детей не замечают.
Как говорил преподобный: «Любить все человечество легко, попробуй
полюбить того, кто рядом с тобой, дома»! В воспитании детей это важно, и
конечно, не должна уходить родительская молитва! Не случайно сказано,
что молитва матери поднимает со дна океана – это же изведано, веками! Но,
батюшка, у ребенка наступает буйство молодости, и иногда проблемы
подросткового возраста становятся порой нестерпимо тяжелыми! К
сожалению нет, так сказать, корреляции между тем, какие ценности,
идеалы и устремления ребенок выносит из Церкви и тем, что происходит в
обществе, в котором все сводится к денежному эквиваленту. Для ребенка
это трагедия – отсюда пессимизм, лучшие движения его души оказываются не
востребованными. К человеку приходит время осознания себя в этом
мире – здесь от взрослых требуется много терпения. Апостол говорит:
«Родители, не раздражайте детей». Все сказано, что еще можно добавить!
Но чаще всего принципом нашей родительской воспитательной линии
становится именно раздражение, мы пытаемся уколоть, надавить на
гордость, на тщеславие, и в итоге сами начинаем вызывать в ребенке
стороны жизни, которые раньше не считали хорошими! Один батюшка,
который вел много лет гимназию, на встрече с родителями сказал: «Любите
их такими, какие они есть Они почувствуют вашу любовь – их сердце
обязательно откликнется!» Отталкивать нельзя, даже если ребенок не
оправдал ваших чаяний и надежд – это для него опять станет трагедией:
«Родителям я не нужен!» А мир найдет ему применение быстро и начнется
разрушительная жизнь! Но как бы мир не катился ко злу унывать
нельзя! Что поделаешь, есть времена, более способствующие утверждению
человека, а есть и такие, по выражению Анны Ахматовой, когда даже самые
простые поступки для человека становятся подвигом! Что бы Вы, отец Андрей, пожелали нашим читателям в связи с обсуждаемой темой? Опять
же, все уже сказано: «Да любите друг друга!» Это самое главное. Сейчас
многие рассуждают о конце времен, но мы не должны забывать, что сроки
сокрыты даже от Ангелов Божиих! У нас есть только один признак конца
времен, о котором говорил Господь: «Когда оскудеет любовь». Только бы
она не оскудела в нашем сердце! Мы должны бороться за любовь, должны
детям передавать это состояние любви к Богу и к ближнему. Из любви
исходит все: и ответственность, и интерес к жизни, и активность, все
отсюда. А любовь начинается с семьи: там, где научили детей любить,
жизнь у них будет строиться полно. Источник: портал СЛОВО
|