Родители должны быть очень внимательны к тому, чтобы не ругать своих детей вечером, потому что вечером детям нечем рассеять своё расстройство. А ночная тьма омрачает состояние их душ ещё больше. Дети начинают думать о том, как лучше оказать сопротивление родителям. В их головы лезут разные варианты "защиты", подмешивается и диавол, и таким образом они могут дойти до отчаяния. А вот днём, если даже дети пригрозят своим родителям различными способами отмщения, то, выйдя на улицу, они отвлекутся, забудутся, их расстройство пройдёт.
— Геронда, помогают ли детям исправиться телесные наказания?
— Насколько можно, родителям надо этого избегать. Они должны стараться добром и терпением дать ребёнку понять, что он ведёт себя неправильно. Только в том случае, если ребёнок маленький и не понимает, что он подвергается опасности, подзатыльник идёт ему на пользу — для того чтобы в следующий раз он был внимательнее. Страх получить еще один подзатыльник становится для ребёнка тормозом и защищает его от опасности. Я, когда был маленьким, большую пользу получал не от отца, а от матери. Оба они любили меня и желали мне добра. Однако каждый из родителей помогал мне по-своему. Отец был человек строгий. Когда мы — дети — озорничали, он давал нам затрещины. Боль от затрещины помогала мне немножко угомониться, однако, когда боль проходила, я забывал и о ней, и об отцовских советах. И дело было не в том, что отец меня не любил: нет, он бил меня от любви. Помню как-то раз — мне было три года — отец залепил мне такой подзатыльник, что я улетел на несколько метров! А знаете за что? Рядом с нашим домом был другой дом, в котором никто не жил. Хозяева уехали в Америку, и дом пришёл в запустение. Во дворе этого дома росла смоковница, ветви которой выходили на улицу и свисали над дорогой. Дерево было усеяно плодами. Когда мы с ребятами играли на улице, к нам подошёл один сосед и приподнял меня, чтобы я сорвал ему несколько смокв, потому что сам он не дотягивался до ветвей. Я сорвал пять-шесть смокв, и две из них он дал мне. Когда об этом узнал мой отец, он очень разгневался. Вот тут-то я и получил ту затрещину! Я пустился в рёв. Моя мать, на глазах которой это происходило, повернулась к отцу и сказала ему: "Зачем ты бьёшь ребёнка! Ведь он же ещё маленький, ничего не понимает! Как ты можешь спокойно слышать его плач!" — "Если бы он плакал, когда его поднимали рвать смоквы, — ответил отец, — то не плакал бы сейчас. Но, видно, и сам он хотел полакомиться чужими смоквами! Значит, пусть плачет!". Да разве после этого я мог повторить то, что сделал? А вот мать, видя мои шалости, расстраивалась, однако у неё было благородство. Видя, как я озорничаю, она отворачивалась и делала вид, что не замечает меня, для того чтобы меня не расстраивать. Однако от этой материнской "хитрости" моё сердце буквально разрывалось. "Погляди, погляди, — говорил я себе, — ты так наозорничал, а мать не только тебя не бьёт, но даже делает вид, что не видит! Нет, больше такого не повторится! Как же я смогу видеть маму снова расстроенной?" Поступая так, мать помогала мне больше, чем если бы она награждала меня подзатыльниками. Однако и сам я не злоупотреблял этим и не говорил: "Э, раз она сейчас меня не видит, дай-ка я пошалю и поозорничаю ещё больше". А вот отец, тот нет: чуть что не так — сразу подзатыльник. Видишь как: они оба меня любили, однако благородное поведение матери помогало мне больше.
— Геронда, однако некоторые дети страшно шаловливы: они кричат, бегают, озорничают. Как их родители могут избежать телесных наказаний?
— Слушай-ка, да ведь дети-то не виноваты. Детям, чтобы они нормально росли, нужен двор, в котором они могут побегать и поиграть. А сейчас несчастные детки заперты в многоэтажках, и это их беспокоит. Они не могут свободно побегать, не могут поиграть, не могут порадоваться. Родителям не надо расстраиваться, если их ребёнок живой. Живой ребёнок имеет в себе силы, и, использовав их как должно, он может очень преуспеть в жизни.
— Геронда, одна мать спросила нас, что ей делать. Её дочь хулит Пресвятую Богородицу.
— Пусть она разберётся, с чего начинается зло. Иногда в подобных
случаях виноваты родители. Ведя себя нехорошо, сами родители вредят
своим детям, и те начинают разговаривать с бесстыдством. Потом они
начинают принимать бесовское воздействие и [на попытки их урезонить]
реагируют просто отвратительно. В других случаях родители считают, что
они могут насильственным путём сделать своих детей лучше. Подмешивается
эгоизм, и родители начинают разговаривать с детьми в раздражении и
гневе, тогда как они всегда должны вести себя с ними по-доброму.
Сегодня одна женщина довела меня до белого каления! У нее один
ребёнок, и она его без жалости бьёт. От страха несчастный малыш дрожит,
не может говорить, находится в состоянии нервного истощения. «В нём
бес», — утверждает эта женщина и оставляет своё дитя голодным — якобы
для того, чтобы бес ушел. «Я не даю ему есть, — объяснила она, — чтобы
он освободился от нечистого духа». — «Слушай, — говорю, — да у тебя
голова на плечах есть? Дай ребёнку поесть. И постарайся, чтобы вышли
нечистые духи, которые сидят в тебе самой. Это ты стала причиной того,
что твой ребёнок так изуродован. В ребёнке нет беса: он дрожит, потому
что боится тебя, потому что ты его бьёшь! Причащаешь-то ты его
регулярно?» — «Нет», — отвечает. Ну как тут быть? Попробуй с такой
договорись!
— Геронда, может быть, она говорит, что в ребёнке бес, потому что дитя иногда сквернословит и богохульствует?
— «Сквернословит и богохульствует»! Да когда эта мамаша своим
насилием чуть не душит его, то он и сам не понимает, что делает. Как
жаль этого несчастного! Его мать одержима нечистым духом, а не он.
Как бы то ни было, в день Страшного Суда мы увидим удивительные вещи!
В годы идолопоклонства матери сжигали своих детей перед статуей Молоха,
чтобы таким образом принять участие в славословии «бога»! Если бы эти
женщины знали Истинного Бога, то какие жертвы они бы Ему приносили! В
день Страшного Суда эти женщины будут иметь смягчающие вину
обстоятельства — потому что они были увлечены злом. Однако какие
смягчающие обстоятельства будут иметь нынешние матери с безразличием,
равнодушием относящиеся к собственным детям? Бог скажет им: «Вы знали
Истинного Бога, вы были крещены Святым Крещением. Вы столько услышали,
вы столько узнали. Сам Бог распялся, чтобы вас спасти. Но что сделали вы
сами? Вам было лень отвести ваших детей в Церковь, чтобы их причастить!
Идолопоклонницы думали, что Молох — это истинный бог, и приносили ему в
жертву даже собственных детей. А что сделали вы?»
За родительские ошибки расплачиваются дети! Некоторые родители
разрушают своих детей. Но Бог не несправедлив. Он питает великую и
особенную любовь к тем детям, которые в мире сем претерпели
несправедливость — от родителей или от кого-то ещё. Если причиной того,
что ребёнок идет по кривой дорожке, становятся его родители, то Бог не
оставляет такого ребёнка, потому что тот имеет право на Божественную
помощь. Бог устроит всё так, чтобы ему помочь. И вот мы видим, как
некоторые юноши — да и не только юноши, но и пожилые люди — в какой-то
момент резко поворачивают к добру. Я помню такой случай. В семье было
двое детей. Отец, мать и дочь были равнодушными к вере и Церкви. Сын
сначала спутался с какой-то марксистской организацией. Там ему пришлось
не по душе, и он прибился к индуизму. Там ему тоже не понравилось, и
тогда он приехал на Святую Гору. Он часто приходил ко мне в каливу,
посещал и другие кельи. Его родители все это время повторяли: «Христе
мой! Пресвятая моя Богородица! Сохраните нашего ребёнка». Юноша оказался
не пригоден для монашества. Прожив какое-то время на Афоне, придя в
себя и духовно укрепившись, он вернулся домой и духовно помог родителям.
Сейчас я вижу, как его отец приезжает на всенощные бдения в числе самых
первых. В своем приходском храме он читает предначинательный псалом,
дома читает вечерню, повечерие, поёт молебный канон. Как Бог расставил
все по своим местам! Диавол хотел сделать зло, но Бог, сглаживая это зло
то с той, то с другой стороны, вывел этих людей на верную дорогу.
— А дочка, Геронда?
— И она потихоньку выходит на правильный путь. Бог даёт для этого благоприятные возможности.
— Геронда, некоторые родители, начинающие жить духовной
жизнью в немолодом возрасте, переживают из-за того, что они не дали
христианского воспитания своим детям, когда те были маленькими.
— Если, имея искреннее покаяние, они попросят Бога помочь их детям,
то Бог сделает для них то, что Он может. Он бросит детям спасательный
круг, чтобы те спаслись среди обуревающего их шторма. Даже если не
окажется человека, способного помочь этим несчастным, Бог может устроить
так, что им поможет что-то увиденное ими, и они вывернут на правильную
дорогу. Знайте: родители, о которых идет речь, были по-доброму
расположены, но в детстве они не получили помощи у себя в семье и
поэтому сейчас имеют право на помощь Божественную.
— Геронда, иногда бывает, что дети, живя духовной жизнью,
сталкиваются со множеством затруднений из-за родителей, которые
равнодушны к вопросам веры.
— Об этих детях Бог заботится больше, чем о детях других — о тех, чьи
родители живут духовно. Бог заботится о них так же, как Он заботится о
сиротах. Детей нужно принимать с добром, потому что у нынешних детей много эгоизма и они совершенно не реагируют на ругань. Если мы начинаем их ругать, душа их сразу же наполняется дурными помыслами. Они не могут понять, что мы ругаем их для их же блага, поскольку мы их любим. Нужно "связать" детей с Богом и развивать у них понимание, что необходимо творить добро. Очень помогает воспитанию детей, когда родители считают себя ответственными за все проступки детей, поскольку находят свою собственную жизнь не такой, какой она должна бы быть рядом с Христом, и именно поэтому, на их взгляд, дети их и ведут себя безобразно. Когда родители так смиряются и так искренне каются, тогда сподвигается и Всемогущий Христос и бросает сокрушенным родителям "спасательный круг" для спасения, что, кстати, спасает и непутевых детей. Сейчас уважения совсем не стало. Смотри, что делается! Дети своих
родителей отдают в дома престарелых. А в прежние времена заботились даже
о старых быках, ухаживали за ними и говорили: «Ведь это наши
кормильцы». А как чтили память усопших! Вспоминаю, с каким риском в
войну мы хоронили убитых. Священник, конечно, обязан был пойти, а вот
солдаты добровольно шли вместе с ним в мороз, по сугробам, под пулями,
чтобы принести тела своих погибших товарищей. Сейчас многие считают,
что уважение уже отжило свой век, а сатана радуется этому. Но при этом
если даже ребенок осмелится с наглостью разговаривать с родителями или
другими взрослыми, то от него отходит Божия благодать, и он подвергается
бесовскому влиянию. А что говорить, если человек делает бесстыдство
уставом всей своей жизни! Развязное и неосмотрительное поведение
мешает действию Божией благодати. Неуважение к людям — самая большая
помеха тому, чтобы человека осенила Божественная благодать. Чем больше
уважения проявляют дети к родителям, учителям и другим взрослым, тем
больше они приемлют благодати, чем они наглее и строптивее, тем дальше
от них отходит Божия благодать. Современные молодые прекословят,
бунтуют, не давая себе в этом отчета. Они считают свое поведение
нормальным. Они разговаривают нагло, а после говорят: «Это я просто
так». Молодежь находится под влиянием разнузданного, бунтовского духа
мира сего, который никого и ничего не уважает и не почитает. Младшие
ведут себя со старшими неуважительно и даже не понимают, как это плохо.
Чем хорошим может закончиться то, что юноша, чтобы казаться
оригинальным, утверждает, что уважение к старшим — это пережиток
прошлого? Нужно много внимания. Теперешний мирской дух внушает молодым
не слушаться ни родителей, ни учителей, поэтому современные дети
портятся с самого раннего возраста и становятся все хуже. А больше всего
распускаются те дети, родители которых — не понимая, что делают зло —
восхищаются своими чадами и считают их не по годам развитыми, когда те
разговаривают с наглостью. Паисий Святогорец
|