Многие родители облегченно вздохнули что начались каникулы,
что больше не нужно будить по утрам уставшего ребенка, не нужно
ежедневно вспоминать математические правила, объяснять азы
синтаксического разбора и переводить с английского текст про
петуха-инопланетянина… Но лето обычно так быстро проходит, и хочется, чтобы ребенок и
отдохнул, и не позабыл, что когда-то в школу все-таки придется
вернуться. Как на каникулах найти баланс между отдыхом ребёнка и
занятостью? Между бездельем и подготовкой к следующему учебному году? Об
этом и многом другом мы побеседовали с психологом Аллой Хван. - В этих вопросах я слышу больше про функциональную пользу, чем про
радость и удовольствие от совместных игр, поездок, прогулок, труда,
почему нет? И тогда я догадываюсь про возможное беспокойство, достаточно
ли мы успешные родители, хорошо ли справляемся со своими
воспитательными задачами?
Многие из нас весь год заняты, и вот летом мы, наконец-то, решаем
«заняться ребёнком вплотную». Начинаем строить планы, чтобы ничего не
упустить, всё охватить, пытаясь компенсировать то время, которое не
смогли уделить ему в течение года.
И тогда мы вступаем в контакт со своим ребенком из чувства вины,
беспокойства перед будущим, то есть из-за довольно негативных
переживаний, а ведь такие переживания вряд ли могут привести к чему-то
позитивному…
Так что, может, стоит сначала остановиться и разобраться, что
происходит с нами, с родителями. Будет лучше для всех, если мы сможем
взять на себя ответственность за наши тревоги и страхи.
Тогда нам будет легче смотреть на ребенка с любовью, радостью и
надеждой, а не с переживаниями: «что-то со мной не так», «что-то с ним
не так», «у нас есть всего пятнадцать дней отпуска, чтобы всё
исправить».
- А если семья уезжает в отпуск в другую страну, в другой
город, родителям хочется по максимуму осмотреть достопримечательности.
Как быть, чтобы детям не надоел этот процесс?
Ну, у меня нет универсального способа, я думаю, что здравый смысл,
чувствительность к тому, насколько интересно или уже давно неинтересно
все происходящее ребенку, возможность договариваться друг с другом, не
игнорируя свои и чужие желания, помогут найти способ порадовать себя, не
очень мучая другого.
Знаете, я пришла к нехитрому способу, он касается отношений с любыми
близкими людьми — говорить о своих желаниях, не делая вид, что все
делается для их же блага: «Я очень хочу», «Мне важно», «Мне очень
интересно», вместо: «Интеллигентный человек не может не
интересоваться…», «Только бескультурные люди…», «Ты очень огорчишь маму,
если…»
Разница в том, что в первом случае мы берем на себя ответственность
за наши желания, здесь есть риск столкнуться с тем, что кто-то может не
разделять наши желания, и тогда придется договариваться, а не
манипулировать чувством вины и нашим хорошим отношением.
Это и есть честные отношения, это настоящая близость и доверие, разве
в глубине души мы не мечтаем, думая о будущем наших детей, что они
будут способны на такие отношения?
- Отдых на даче, в деревне. Если родители занимаются
садом-огородом, стоит ли ребенка подключать к сельхозработам? Не отобьет
ли это у него охоту вообще приезжать на дачу?
- Если мама сама с удовольствием, условно говоря, пропалывает
редиску, и по ней (по маме) видно, что процесс доставляет ей радость, то
ребенок, вполне вероятно, рано или поздно подойдет к ней и начнёт
делать то же самое. Ведь дети обычно с удовольствием включаются в дела
взрослых, если видят, что дела это доставляют взрослым радость.
Другое дело, если мы сидим с хмурым видом, остервенело выдергивая
сорняки, и считаем это тяжким трудом, к которому обязательно нужно
приучать ребенка.
И родителям, опять же, нужно отдавать себе отчет: «Да, я считаю, что
жизнь – тяжелая борьба и тяжкий труд, и я собираюсь ребенка к этому
готовить». Но здесь будет – личная ответственность конкретного родителя,
что он свою жизнь организовал таким образом, и у него главное в земном
бытии не радость, а борьба.
Если это понять, то затем появится возможность задуматься: «А что,
собственно, здесь такого безрадостного? Прополоть редиску на природе в
выходной день. А потом все вместе будем хрустеть этой редиской, это же
здорово!»
Мне вот в моем возрасте на грядке сидеть – с удовольствием. А
когда-то – категорически не хотелось. И садово-огродные работы были
где-то послушанием, где-то вытекали из моего хорошего отношения к
родителям.
Главное — добрая воля и доброе отношение. Если сказать: «Я буду очень
рад, если ты мне поможешь» или «Мне нужно, чтобы ты мне помог», — дети
поймут.
А если ходить чуть ли не с ремнем и твердить: «Нет, ты будешь
работать!», ребенок подчинится и пойдет «помогать», но из каких чувств?
Из покорности перед силой? Только не надо делать вид, что это для его
пользы. Это неправда.
- Как часто надо заниматься на каникулах, чтобы ребенок не забыл все, что он изучил за год? И надо ли?
- Я знаю семьи, где родители считали, что это необходимо делать
регулярно. Притом организовывали занятия так, что детям было интересно,
был мотив соревнования, они с азартом шли на занятия.
Но там был продуман весь день, и дети знали, когда – занятия спортом,
игры, учеба. И время учебы потому никогда не было неожиданным, все
воспринимали его как данность, а не как насилие. И в этой позиции было
много стабильности, убеждения со стороны родителей.
Если родителю не хочется сидеть и заниматься с ребенком, он «ломает»
себя, это отношение транслируется ребенку. Родитель заставляет себя и –
заставляет ребенка.
И это формирует совсем другое отношение к учебе. И тогда я не знаю,
насколько полезны подобные занятия. Ребенок может противостоять насилию,
пусть даже пассивно: сидеть за книжками, но ничего не понимать, думать о
другом. Главный урон, как от любого насилия – это стойкая неприязнь к
этому впредь.
Самое главное в планировании летних каникул, по моему – это
возможность почувствовать радость от того, сколько всего замечательного
вы сможете сделать СОВМЕСТНО!!!
|