«…Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор 7,1–7).
Как известно, пост установлен Богом и Церковью для укрощения
плоти и воздержания от страстей с целью духовного возрастания
христианина: «и будеши великий купец», – духовно ободряет постящихся Церковь на первой седмице Великого поста.
Святитель Василий Великий прямо указывает о супружеском воздержании во время поста: «Пост знает меру и в делах супружеских, удерживая от неумеренности в том, что дозволено законом; по согласию отделяет время на то, «да пребывают в молитве»
(1Кор.7,5)… Супруг не подозревает измены в супружеской верности, видя,
что супруга свыклась с постом. Супруга не снедается ревностью, примечая,
что супруг возлюбил пост» (Беседа о посте 1-я).
Преподобный Иоанн Лествичник: «Пост есть насилие естества... Погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений» (Лествица. 14:33).
Христианин знает, что во время поста ему нельзя вступать в
супружескую связь, ибо это самоограничение стоит в одном ряду с
воздержанием от скоромной пищи. Во время поста, при правильном его
прохождении, душа готова с радостью воздерживаться от многих телесных
поблажек и у неё практически не появляется желаний интимной близости. В
том же случае, если всё же появляется такое желание, невольное
возбуждение плоти и мысль об интимных супружеских отношениях, человек
говорит себе: «нельзя, сейчас пост; Господи, помоги мне воздержаться» – и
это является важным внутренним стимулом в борьбе со страстью
невоздержания. Подвижник (а таковыми Церковь призывает быть во время
Великого поста всех православных христиан) прежде всего
должен, в своей брани против страстных помыслов, молитвенно призывать
на помощь Господа, чтобы Он погасил похоть, которая восстала в нём, и
постоянно помнить о заповеданном Церковью Христовою постном подвиге
воздержания, в подражание того поста, которым Господь постился сорок
дней в пустыне. Сопротивляясь желаниям плоти, душа постепенно
приобретает навык в борьбе со страстями и блудными помыслами и на
непостное времени, когда супружеские отношения позволены.
Таким образом, во время поста и воздержания ум приучается к
трезвению, т.е. к вниманию за тем, что происходит внутри человека.
Во-первых, такое воздержание, по правилам Церкви, вменяется человеку в
добродетель, но в меньшей мере, чем добровольное решение угождать
Господу посредством чистоты. Во-вторых, если человек привыкнет к
каноническому церковному воздержанию, то ему будет легче перейти со
временем на постоянное воздержание по собственной воле. Невоздержание же
лишает человека благодати: «ты же, о душе моя, сея не причастилася еси благодати за невоздержание»
– читается в первый день Великого поста на Великом каноне. Так что, как
видим, и исполнение уставного канона и самовластие над своими чувствами
ради Господа угодны Богу, и от нас зависит, на какую духовную ступень
мы готовы подняться.
Но, к сожалению, некоторые христианские семьи, в которых и муж,
и жена верующие, нарушают эту заповедь, а значит, осознанно грешат
(грехи против 7-й заповеди – невоздержание от супружеского ложа в
Великий пост).
О соблюдении супружеской неприкосновенности в Великий пост положительно указывает церковное правило в Большом Требнике: «Миряном
от жен воздержатися весь святый великий пост. Аще ли падется с женою
своею во святый пост, то ни на Пасху да причастится, занеже весь пост
обезчествова: бельцем бо от жен своих законных соблюдатися, якоже
речеся, на весь пост» (Номоканон, 40 гл.). «Если пост среды и пятницы равен посту Четыредесятницы, то ясно,
что как в Четыредесятницу не совершаются свадьбы, по 52-му Правилу
Лаодикийского Собора, так не должны они совершаться и в среду и пятницу.
В таком случае ясно и то, что супругам не подобает вступать в
плотскую связь в эти дни ради святости и почитания поста, равно как не
подобает вступать в связь и в Четыредесятницу. Ибо неуместно, с одной
стороны, не нарушать эти дни поста в отношении пищи, а с другой –
нарушать их плотским соединением и наслаждением. Следовательно, в эти
дни следует поститься, воздерживаясь равным образом и от запрещенных в
пост снедей, и от плотского вожделения. Так и пророк Иоиль прикровенно говорил о том, что во время поста супругам следует быть целомудренными: Освятите пост, проповедите цельбу… да изыдет жених от ложа своего и невеста от чертога своего (Иоил.
2,15-16). Божественный апостол Павел говорит уже прямо, что супруги по
согласию должны воздерживаться от плотского соединения для пребывания в
посте и молитве (см.: 1 Кор. 7, 5), то есть должны воздерживаться, как
мы сказали, и во время поста, и в то время, когда они молятся и
готовятся к причащению Божественных Таин, а также в субботу и
воскресенье, согласно 13-му правилу Тимофея Александрийского, и вообще
во все праздники, когда возносится духовная жертва Богу».
Откроем Православный церковный календарь и прочитаем раздел,
подробно указывающий, когда не совершается браковенчание (раздел этот
взят из Кормчей [Номоканона]).
В православных храмах венчание не совершается в следующие дни:
1. Накануне среды, пятницы и воскресенья (вторник, четверг и суббота) в течение всего года.
2. Накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников.
3. В продолжение постов: Великого, Петрова, Успенского и Рождественского.
4. В продолжение Святок, а также сплошных седмиц Сырной (Масленицы) и Пасхальной (Светлой).
5. В дни 11 и 27 (и накануне 10 и 26) сентября
(в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и
Воздвижения Креста Господня).
Связан этот запрет на совершение венчаний именно с целомудренным соблюдением
среды и пятницы, воскресных и праздничных дней, а также всех постных
дней церковного года (святая Четыредесятница, естественно, приравнена к
средам и пяткам). Cогласно 5 правилу Тимофея Александрийского, не следует причащаться в день после супружеского общения. На необходимость воздержания в супружеских отношениях говорил и один из великих русских святых преподобный Серафим Саровский.
Вот какие советы давал он юноше, вступающему в брак: «...и ещё храните
чистоту, храните среды и пятницы, и праздничные, и воскресные дни. За
нехранение чистоты, за несоблюдение среды и пятницы супругами дети
родятся мёртвыми, а при нехранении праздников и воскресных дней жены
умирают родами» (Дивеевская летопись, с 343).
То же самое писал в одном письме и старец Амвросий Отпинский:
«Болезнь жены вашей, может быть, произошла по вашей же вине: или не
почитали праздников в супружеских отношениях, или не соблюдали
супружеской верности, за что и наказываетесь болезнями жены» (Письма к
мирянам).
Одна чета имела сына, проявлявшего некоторое психическое расстройство. По указанию старца Леонида Оптинского это было также наказанием его родителей за несоблюдение ими праздников.
А вот что пишет старец-архимандрит Иоанн (Крестьянкин):
«Те, кто и состоит в браке, освященном Церковью, проверьте свою
совесть: ...не согрешили ли неумеренностью в плотских удовольствиях –
ибо в браке христианин обязан соблюдать воздержание и целомудрие.
Соблюдали ли воздержание в посты, воскресенья и в
праздничные дни?» («Опыт построения исповеди», М., 2001, с. 59.) Здесь
отец Иоанн (Крестьянкин) следует древней пастырской традиции исповеди,
зафиксированной в Требнике XVI века:
«Вопросы женам:
…Не было ли праздничного, или постного падения?
…Или в Господские праздники, или в среды, и в пяток, и в неделю [со] своим мужем блуд творила еси?» (А.Алмазов. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви. Т. III. Одесса. 1894, с. 164, 168).
«Подавляющее число браков, которые заключаются в период
православного поста, не приносят счастья», – заявил информационному
агенству «newsru.com» архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.
«Современные учёные говорят, что 90% браков, заключенных в Великий пост
или в другие посты в течение всего года, разрушаются. И дети, которые
зачинаются в эти дни, скорее всего, будут больными», – сказал
православный иерарх, отвечая на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз»
и радиостанции «Воскресение». Он отметил, что «очень большой грех
выходить замуж или жениться в постные дни». По словам архиепископа
Викентия, если люди хотят, чтобы их брак был счастливым, радостным и
долголетним, а дети – здоровыми, нужно «прислушиваться к голосу Церкви и
соблюдать правила церковной жизни, потому что они даны Гос (Эта статья для верующих супругов)
|