Воскресенье, 19.05.2024, 00:58 | RSS
CЕМЬЯ и ДЕТИ
Категории
Вступление в брак [14]
Супружество [19]
О зачатии и вынашивании детей [5]
О здоровье детей [15]
О воспитании детей [21]
Как наказывать детей [7]
О воспитании подростков [14]
Воспитание мальчиков [2]
Воспитание девочек [7]
Дети и школа [8]
Отец в семье [2]
Отдых детей [5]
психология [2]
Слайдшоу
Календарь
«  Январь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • Богослужебные указания
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » 2011 » Январь » 16 » Воспитание девочки от рождения до брака верующими родителями VІч
    21:17
    Воспитание девочки от рождения до брака верующими родителями VІч

    «...ПРИШЛА ПОРА, ОНА ВЛЮБИЛАСЬ»

    О том, что в мире существует любовь, Верочка знала не понаслышке. Девочка знала, что мы с папой любим друг друга и дорожим нашей семьей. Помню, как, будучи совсем ребенком, Верочка часто говорила: «Как это так, мамочка, получается? У нас дома уютнее, чем у Дианы (ее подружки), еда у нас самая вкусная, и даже чай самый вкусный. И как это у тебя все получается? Везде успеешь, всех приласкаешь и никогда не сердишься, никого не ругаешь. И папа тоже...» Я отвечала дочери, что все это происходит и существует потому, что мы любим друг друга. Наши дети привыкли, что все в нашей семье думают прежде всего о том, как сделать жизнь остальных членов семьи счастливой. Мы старались быть приветливыми, старались радовать друг друга заботой и вниманием. Отец часто приносил домой полезные для дома мелочи (разделочные доски, подставки под горячее, лопаточки для теста), сделанные собственными руками, чему я была всегда рада и не скрывала радости. Я тоже часто готовила сюрпризы мужу: приготовлю любимое блюдо, сошью рубашку, свяжу жилет. Да и детей постоянно привлекали поучаствовать в таких мероприятиях. Сколько было поводов для радости! И ребята знали: любящему сердцу не составит труда постоянно заботиться о благе любимых.

    Так получилось, что дети понимали: любовь все содержит и все созидает. Мы часто вели с детьми разговоры о Божией любви к творению: любовь Господа жертвенна, и поэтому ради спасения человека от вечной смерти Христос претерпел крестные страдания и воскрес из мертвых, «смертию смерть поправ». Любовь Божия содержит весь мир. Вот и мы, христиане, должны быть подражателями Христа и любить ближнего более себя. И даже больше: мы должны любить своих врагов.

    Как бы это ни казалось трудным, но с Божией помощью возможно. Любовь — великое созидающее чувство, огромный благодарный и благодатный труд, любовь более всего воспитывается и взрослеет в семье. Семья — училище любви (по крайней мере, для мирян).

    Мы рассказывали нашим детям, что не бывает на свете несчастливой любви. Бывает любовь безответная, но и это — не повод для страданий. Верующий человек должен научиться благодарить Бога и за то, что его возлюбленный не испытывает ответного чувства.

    Разговоры о любви возникали время от времени: если вдруг дети присутствовали на венчании, видели свадьбу. С возрастом разговоры о любви стали возникать на почве прочитанной литературы. Верочка и Тихон в один голос заявили, что Катерина из «Грозы» совсем не героиня и не «луч света в темном царстве», мои дети не любили Катерину. Так же не любили они и Наташу Ростову «Глупая какая-то. Пустышка, ветреница никчемная. Бедный князь Андрей! Не дай Бог никому такое пережить!». Да таких примеров набиралось множество, и очень часто наша маленькая столовая по вечерам превращалась в самое настоящее ристалище — там велись жаркие дебаты о любви. И вся семья дружно участвовала в обсуждении общей темы.

    Но вот дети совсем выросли. Им исполнилось по шестнадцать лет. Ребята были очень милые: спокойные, уравновешенные, рассудительные, со здоровым чувством юмора. Оба были физически развиты. Тихон был высоким юношей, а занятия плаванием благотворно повлияли на его сложение. Верочка была такой миниатюрной и хрупкой, прямо как стебелек, как цветок на длинной ножке. Мы с мужем с тревогой и волнением ждали, когда наши ребята вдруг поймут: есть в мире человек, «с которым так здорово молчать ни о чем».

    Примерно в это время Тихон познакомился в приходе с Ксенией. Вдруг мы заметили, что мальчик стал особенно следить за собой, собираясь к службе. Сам тщательно гладил и приводил в порядок свои вещи, заметно волновался. Предмет волнений открывался любому, даже не слишком пристальному взгляду. Молодые люди нравились друг другу, и мы с Василием одобрили выбор сына. Ксения была милой скромной девушкой, они дружили с нашей Верочкой. Вася выбрал момент для осторожного разговора с Тихоном. О чем они там говорили — один Бог знает. Но я уверена, что Василий научил сына бережному отношению к возлюбленной. В общем, с Тихоном не было особенных трудностей. С Ксенией они сначала просто дружили. Эта дружба открыла им то, что они влюблены. Теперь Ксюша ждет Тишу из армии, потом — свадьба, дай Бог. Конечно же, такая обоюдная привязанность не осталась незамеченной в приходе. Тихон много раз исповедовался, старался пресечь в себе любой греховный помысел, направленный на Ксению. А батюшка никогда не отказывал мальчику в добром совете и поддержке. Дело-то непростое — любовь. Сын понимал, что он растет и меняется, но так дорожил своим чувством, что не желал ослаблять власть над растущим организмом и во сне. Я даже боялась за него: выматывающие кроссы по вечерам, продолжительные тренировки. Когда я посетовала на это, то Тихон, краснея, смущенно сказал: «Мам, ты понимаешь, набегаюсь я, наплаваюсь, и сплю «без задних ног», даже сны не снятся. А от безделья снится всякая ерунда. Не хочу!» С Тихоном все оказалось более или менее просто. Чего не могу сказать о дочери.

    Верочка росла девочкой романтичной, сентиментальной, чувствительной. Любила музыку, поэзию, живопись. И ее первая любовь оказалась не совсем простой. Как-то раз всей семьей мы посмотрели в кинотеатре фильм — классику советского кино. Мы все любили этот фильм и могли смотреть его помногу раз. Но после того памятного просмотра Верочка стала какой-то задумчивой. Затем началась самая настоящая киномания. Однако вскоре открылась определенная закономерность: Вера упорно смотрела фильмы с участием одного и того же артиста, примерно моего ровесника. Но я не спешила с выводами, боялась спугнуть дочь, испугать ее неуместным вмешательством, боялась того, что Вера замкнется. А вдруг я ошибаюсь и на самом деле с Верой ничего не происходит? Но нет, нечто с Верой все-таки происходило. Она полюбила.

    На смену радостным и волнующим переживаниям пришло отчаяние. Если вначале моя дочь порхала по квартире, что-то напевала и глаза ее светились неземной радостью, то вскоре она вновь задумалась, стала рассеянной. А потом я услышала, как Вера плачет в своей комнате. Ее глаза всегда были, что называется «нa мокром месте». Дочь стала какой-то особо ранимой, вся — сплошная рана. Что ни скажи — уже слезы, тихие, горькие. Даже если просто прижмешь девочку к себе и приласкаешь. И тогда я поняла: время для разговора настало, откладывать больше нельзя.

    Господь Сам помог найти подходящий момент для откровенной беседы. Я вошла в комнату дочери за какой-то мелочью и застала ее плачущей за рассматриванием фотографии любимого (ею любимого) артиста. Я осторожно поинтересовалась, не обидел ли кто ее? Нет, никто ее не обижал. Тогда в чем же дело? Верочка молча плакала. Она не могла говорить от слез. И я решилась начать разговор сама. Я обняла дочку, прижала ее к себе, стала целовать в макушку, поглаживать по вздрагивающим плечам, мне действительно было очень жаль ее. Вскоре плач стал утихать. И я спросила: «Ты любишь этого человека?» Дочь отчаянно закивала. Она, видимо, ждала, что я начну ее разубеждать, говорить, чтобы она «выкинула эту глупость из головы, это не любовь, это так кажется и т.д.». Но я-то знала, что не так-то просто осуществить подобное предложение. «Как хорошо! Как замечательно, наконец-то ты знаешь, что такое любовь!» — сказала я дочери. Она отвечала мне сквозь всхлипывания: «Да что же тут хорошего? Ведь он даже не знает обо мне, не знает, что я так его люблю. Как больно, мамочка. Может быть, ему письмо написать?» Я спросила: «И что ты ему напишешь? Дескать, Вы меня не знаете, а я Вас люблю... Вы, мол, такой хороший, такой замечательный, я все ваши фильмы посмотрела... Можно, конечно, и так написать. Только ты подумай, не может ли оказаться, что твое горячее послание отправится прямиком в мусорную корзину непрочитанным? Может быть, ему каждый день приносят таких писем по три мешка и он, как и любой другой человек, уже просто-напросто хочет не получать больше таких писем? Если ты его любишь, то тебе должен быть небезразличен покой любимого. А он получит твое письмо и рассердится: «опять поклонницы». Да, любовью обидеть нельзя. Но надоесть можно. Как та самая «Демьянова уха». Нет, доченька, с письмом это ты плохо придумала».

    Вера снова предложила: «Ну, может быть, узнать, где он работает, и встретить его и сказать. Или познакомиться, пообщаться, поговорить...»

    И подумала вслух: «Да, это вариант. Но знаешь, я вот чего боюсь: а вдруг не ты одна будешь его поджидать? Придешь ты с надеждой на личное общение, а там — толпа жаждущих его внимания влюбленных девушек или женщин, и представь себе: каждая из них думает, что она любит больше всех и именно она достойна любви своего возлюбленного, именно она способна сделать его счастливым. Вот он выходит из дверей, а на него бросается толпа обезумевших женщин. И так каждый день много лет подряд. И в этой толпе ты со своим искренним и чистым чувством. Только он-то об этом не знает, ты для него — одна из толпы, лишающих его столь вожделенного покоя после трудового дня. Встреча — это вариант, но не знаю — хороший ли? Как ты считаешь?» Дочь кусала губы: «Мамочка, что же делать? Ну почему я такая несчастная? Всю жизнь теперь мучится,..»

    Я опять поспешила утешить расстроенную девочку: «Что делать? По-моему, ничего не надо делать. Ведь тебе никто не мешает любить его. Вот и люби, радуйся своему чувству, Бога благодари за то, что дал тебе радость полюбить». Верочка вскинула на меня мокрые глаза: «Да чему радоваться-то? Ведь он так никогда и не узнает о моей любви...» — «Вот и хорошо, что не узнает. И не смотри на меня как на изувера. Подумай, ведь если этот человек — ровесник мне или папе, то у него наверняка есть семья и дети. А вдруг он отзовется на твою любовь? Что получится? Получится повод к блуду. Или же самый блуд. Ты же не уверена, верующий ли он человек? И ты тогда окажешься разрушительницей чужого брака. Это одно. А другое, знаешь, я не имею в виду именно твоего возлюбленного. Может, конечно, оказаться, что он человек высокоморальный и высоконравственный, может быть, он очень чуткий и мудрый. Может быть, у него и нашлись бы для тебя хорошие утешительные слова и ты не чувствовала бы себя обездоленной, обиженной или осмеянной. Но поверь — испытание славой выдерживают не все. Многие претыкаются о собственную популярность и незаметно для себя превращаются в самовлюбленных эгоистов, которым безразличны чувства других. Часто случается, что популярные артисты считают возможным для себя едва ли не все. И то, что для нас считается грехом, для них привычное и вполне нормальное занятие. Какое разочарование ты тогда пережила бы! Нет, доченька, Господь поступил с тобой очень разумно: ты любишь, ты спасена от неверных увлечений неверными людьми. И то же самое время вынужденной разлукой ты спасена и от искушений: а вдруг взрослый мужчина, избалованный женским вниманием, не сумеет справиться с искушением и воспользуется твоей неопытностью. Ты и сама не представляешь, как притягательны твоя молодость и неискушенность. И как сложно не поддаться уловкам лукавого, соблазняющего людей блудными помыслами.

    Так что постарайся не гневить Бога своими сетованиями. Лучше давай попытаемся разобраться, отчего ты считаешь себя несчастной? Ведь ты любишь. Это такое счастье! Ты страдаешь оттого, что не можешь подарить счастья любимому человеку. Но тогда что ты считаешь счастьем для него? Заботу, внимание, попечение о нем? Но такие вещи имеют не только материальное выражение, но и духовное. Заботиться можно не только готовя обед или стирая носки. Молитва тоже забота, и, возможно, куда более значимая, чем обычное житейское попечение. А молиться тебе никто не запретит. Вот и молись о нем. Пусть Господь по твоим молитвам дарует этому человеку здоровье, пошлет Ангелов-хранителей, споспешествует ему во всех его трудах и благих начинаниях, пусть Господь по Своей великой милости убережет его от зла и неправды. Ты попробуй, и ощутишь, как из твоей души улетучатся боль и тоска и вернутся радость, мир и покой».

    К концу разговора Верочка уже не была столь унылой. В ее глазах появилась надежда. Она спросила меня: нужна ли ей исповедь? Я посоветовала дочери, чтобы она исповедала свои уныние, отчаяние, роптание и неспособность благодарить Бога за всю Его милость к ней, неспособность ценить любовь.

    Но я не могу сказать, что Верочкина любовь прошла быстро, не могу сказать, что ее страдания окончились в одно мгновение. Ее чувство было сильным и достаточно долгим. Около двух лет моя дочь любила этого человека. Она как-то углубилась в себя, девичьи забавы и развлечения сверстниц не интересовали ее. Вера нашла для себя иное занятие: мы стали с ней ходить в мою больницу (я к тому времени вернулась на работу), в отделение детей-отказников. Все свое свободное время Вера посвящала несчастным «кукушатам», она приносила домой вороха пеленок, распашонок и стирала, гладила, штопала. Ее душа как-то распахнулась навстречу тем, кто изначально был лишен любви. Мы попрежнему откровенничали с дочерью, она говорила, что случаются минуты, когда «тоска подступает под самое горло, весь свет кажется немилым и постылым», но теперь она знает: это бесы смущают ее, навевая грусть и уныние. Теперь она знает верное средство от этого наваждения — молитву. «Помолишься, мамуль, прочтешь акафист Иисусу Сладчайшему, Пресвятой Богородице, и все неприятности, и вся грусть — такие маленькие, такие глупые. Ведь я люблю, я не убиваю, не схожу с ума и не решаю в безумии своем лишить себя жизни «от несчастной любви». Ребяток вспомню, за Тишу с Ксенией порадуюсь, дел вон сколько несделанных... И силы откуда-то берутся. И еще, знаешь, когда я утром молюсь, то всегда благодарю его за то, что он есть на свете. И Господа благодарю. И все тогда совсем другое. Такое хорошее, светлое, как будто бы заново родилась и все впервые увидела или вспомнила».

    В это время дочь особенно тщательно готовилась к исповеди и исповедовалась часто, часто старалась причащаться. Наш батюшка был бережен с Верочкой, постоянно утешал ее и ободрял, всегда находил доброе слово и повод для похвалы, чтобы поддержать ее. К тому времени Вера стала петь на клиросе. Слух ей Господь даровал хороший, голос проникновенный. Сестра-регент терпеливо обучала мою дочь премудростям клиросного пения. Вера окончила школу без «троек» и поступила в музыкальное училище на отделение хорового пения. А там — Павел. Но это совсем другая история.

    Такая вот у нас с Верой была сложная первая любовь. Но Бог сохранил: моя девочка не обозлилась,— не отчаялась, не сбилась с пути. Эта любовь еще более приблизила ее к Церкви. Правда, случился один казус: Вера призналась в частной беседе батюшке, что ей, наверное, лучше будет уйти в монастырь. А батюшка спросил ее: «Что, Верочка, «нет в жизни счастья», да? А детей твоих кто за тебя родит? А замуж за мужа твоего кто выйдет? Вот будет тебе сорок лет, не выйдешь замуж, не родишь детей, тогда, может быть, и стоит подумать, не уготовил ли Господь тебе наряд Христовой невесты? А пока что не стоит отчаиваться. Ведь в монастырь люди идут по призванию, оттого, что Бога любят. А ты зачем туда собралась? Оттого, что тебя не любят, «с горя». А ну как не выдержишь? Давай не глупи. Даст тебе Бог счастья, «не бойся, только веруй». Поняла?» И осталась Верочка в миру. И ничуть не жалеет об этом.

    Я знаю, что такая «беда», как любовь к артистам и певцам, — вещь не такая уж и редкая. Сколько страданий и разочарований, сколько никчемной войны между детьми и родителями. И кажется, что выхода нет. Выход есть. И если вдруг случается детям всерьез и надолго влюбляться в «звезд», то и такое чувство своего ребенка нужно уважать. Никто не виноват в том, что случилось именно так. Нужно научить свое чадо: «...возложи на Господа печаль свою и Той тя препитает».

    ПЛЕН ЖЕЛАНИЙ

    Разговор об отношениях между взрослыми мужчинами и женщинами впервые состоялся у нас с дочерью примерно в то же время, когда я рассказывала ей о грядущих циклических изменениях ее организма. Я тогда сказала дочери, что скоро она будет способна к зачатию и рождению детей. И моя дочь «резонно» заметила, что «дети-то, мама, не из воздуха берутся». Конечно, не из воздуха. Из слов Веры я сделала вывод: тема супружеских отношений уже была обсуждаема в кругу ее подруг. Но Вера словно ожидала продолжения разговора на такую тему. Да я и сама не хотела того, чтобы взрослые отношения стали для дочери откровениями, исшедшими из чьих-то чужих уст. Я хотела подготовить девочку к тому, что близкие отношения между мужчиной и женщиной не простая утеха — эти отношения имеют скрытый духовный смысл. Женская честь — как хрупкий цветок, который нужно стараться сберечь от тлетворного влияния плотских страстей.

    Разговор с дочерью был долгим и обстоятельным. Мы коснулись с ней всех интересующих ее вопросов. Для начала мы вернулись к тому, что Господь Сам, Своими пречистыми перстами изваял человека. Все в человеке нужно, и полезно, и, безусловно, чисто, поскольку творилось Господом в чистоте помыслов. Иначе и быть не могло, поскольку Господь Пречист, но грех так исказил людскую природу, что теперь человек стал удобопреклоняем к греху. И зачастую соблазняет человека собственное тело. Например, из необходимости пропитать себя очень просто скатиться до чревоугодия. Обычный орган — язык, он производит речь, но сколько им можно нагрешить! Глазами человек видит и смотрит, но глаза и соблазняют к воровству, зависти, к блуду наконец. Но для того и дана человеку способность мыслить, чтобы он слышал голос совести и не поступал бы грешно. Многие грешные поступки стали преследоваться на государственном уровне: воровство, убийство, разбой, развращение детей, насилие. Но есть такие грехи, которые человек, забыв о Боге, перестал считать грехом. К таким грехам относятся плотские связи между мужчиной и женщиной вне брака.

    Я сказала дочери, что ее взросление ответственно не только по отношению к здоровью. Взросление чревато неумением справиться со страстями, и подростки зачастую оказываются не в состоянии укротить буйство своей растущей гормональной системы. Во все времена люди росли и взрослели. Но наши предки смиряли плоть взрослеющих сыновей и дочерей тем, что старались загрузить их физической работой. Так, чтобы не оставалось времени и сил на иные развлечения. А кроме того, ведущую роль в жизни наших предков играло христианство. По принципам христианской нравственности и самые мысли о блуде считаются недопустимыми.

    А сейчас все изменилось. Человек забыл о посмертии, и поэтому многие поступки перестали считаться грехом. Так произошло, например, с девичьей невинностью. Современные юноши и девушки считают девственность чем-то таким, что мешает им вовсю наслаждаться праздной жизнью, и без сожаления (в большинстве своем) расстаются с невинностью. Более того, многие юноши и девушки ждут не дождутся того времени, когда же им наконец станет «можно». Подростки уловляются сетями, которые расставляют для них грязные дельцы: бесстыжие журналы, бессовестные фотографии, песни с «двойным дном», мода на соблазняющую одежду, яркая, вызывающая косметика.

    «Но ты, как и всякая верующая христианка должна знать, что такое поведение недопустимо для всякого человека, а тем более для христианина», — так сказала я Вере. И добавила: «Православная девушка не должна вступать в близкие отношения до брака, даже со своим будущим мужем. Это преступление заповеди Божией, это блуд. А блудник, как тебе известно, не наследует Царствия Божия. Более того, православная девушка не должна вести себя так, чтобы о ней соблазнялись окружающие ее мужчины. Бесы не дремлют. И твое целомудрие не должно быть нарушаемо ни единым помыслом о плотском грехе. И не бойся прослыть несовременной. Твое целомудрие по достоинству будет оценено твоим супругом, целомудрие — одна из самых высокочтимых добродетелей». -

    А Вера спросила: «Что, и косметикой тоже пользоваться нельзя?» Я отвечала: «Собственно говоря, косметика как средство ухода за кожей, как средство, поддерживающее здоровье, — вещь полезная. Но это не относится к декоративной косметике. Ею, как правило, наши женщины пользоваться не умеют. Так накрасят себе лицо, что и лица-то не видать. А зачем? Особенно дико смотреть на юных девушек, неумеренно пользующейся косметикой. А кожа тоже растет и тоже меняется. Все процессы очень активны и трудны для организма.

    А особо чувствительную кожу лица травят всякими крем-пудрами, законопачивают поры, не дают коже нормально дышать и терять отмершие клетки. Начинаются устрашающие прыщи и гнойники, с ними еще сильнее борются, и все теми же способами, то есть при помощи декоративной косметики. Результат плачевен.

    Девушка должна быть чисто вымытой. Ее молодость и свежесть — лучший наряд. А декоративная косметика так или иначе привлекает к себе внимание противоположного пола. В состоянии ли молодая неопытная девушка противостоять напору некоторых мужчин? Иногда нет. Что ж, и мужчин за это винить нельзя. Вела бы себя поскромнее, так ничего бы плохого и не случилось. И потом, посмотри на иконы. И представь себе святую Софию с макияжем или святую Екатерину с накрашенными губами. Правда, кощунственно? Вот видишь, а эти святые женщины удивительно красивы и без косметики. Если вести здоровый образ жизни, если не перегружать себя едой и неумеренным питьем, если во всем соблюдать умеренность, то декоративной косметикой пользоваться не придется. Все будет свежо и естественно».

    Немногим позднее, два года спустя, Вера пришла ко мне за очередным советом. «Мама, ты только не ругай меня. Я спросить хочу не для себя. Вот ты гинеколог. А у меня есть подруга одна, это секрет, кто. В общем, у нее есть парень, они собираются пожениться. Она просила меня, чтобы я узнала у тебя, как им предохраняться», — дочь выпалила эту тираду на одном дыхании и застыла в ожидании ответа. Я ответила: «Самый лучший способ предохраняться — это не иметь близких отношений». — «Понимаешь, мам, они так любят друг друга, что это уже произошло. А о детях до свадьбы говорить еще рано, понимаешь?». «Вера, неужели ты оправдываешь добрачные отношения? Какая же это любовь, если молодые люди блудят? Нет, ты не подумай, что я осуждаю ребят, но я не буду им помогать, прости меня. Я не знаю, что ты скажешь своей подруге. Но если она тебе действительно дорога, то ты найдешь такие слова, которые помогут ей прекратить добрачные отношения. Верочка, ты вспомни только, я ведь тебе рассказывала: раньше даже поцелуй служил оскорблением девичьей чести. Молодой человек, посягнувший на честь девушки, должен был жениться на ней безотлагательно. Тот же, кто лишал девушку невинности, обязан был жениться на ней едва ли не на другой день. Взял один грех на душу — не допусти другого греха.

    А что будет с твоей подругой? Где гарантия того, что они поженятся? Да случится что-либо непредвиденное, и разойдутся они. А тому человеку, кто действительно искренне полюбит твою подругу, достанется такая вот «награда». Знаешь, у меня была однокурсница в институте. Она считала себя дурнушкой и поэтому не отказывала парню, который был настойчив в ухаживаниях. Никакие доводы на нее не действовали, она пыталась таким способом «поймать свое счастье». Но ею попользовались, как вещью, и бросили. Так дожила она до тридцати с лишним лет. Мужчин у нее с тех давних пор так и не было. И вот встретился ей человек, который полюбил ее, сильно, искренне. И она вышла за него замуж. Мужчина не упрекал ее тем, что она не невинна. Но как она плакала однажды, когда мы встретились! Как она жалела о том, что поспешила расстаться со своей честью, которую могла бы сберечь без особого для себя труда. Она не смогла сберечь себя для мужа, которого тоже искренне полюбила, она не смогла сохранить себя для того, кто дал ей счастье быть любимой и счастье стать матерью. Они живут в браке и счастливы, но она до сих пор не может простить себе своего прежнего поведения».

    В то время Вера как раз переживала свою первую любовь, и я собиралась повести ее в отделение детей-отказников. И вот мы пришли в больницу. Верочка была шокирована тем, что увидела. Я сопровождала свой рассказ комментариями: «Мать этой девочки, твоя незамужняя ровесница. Мама этого мальчика точно не знает, кто его отец, он зачат в пьяном виде, поэтому от него и отказались. Вот у этого мальчика нет ручек, от него пыталась избавиться пятнадцатилетняя девочка-подросток. Вот слепая девочка, ее травили таблетками, пытались убить еще до рождения. И все эти дети оставлены здесь оттого, что они плод внебрачной «любви». Но это живые дети, кого-то из них, возможно и усыновят, удочерят.

    А ведь каждый день наша хирургическая гинекология выносит ведра кровавого «абортного материала» — загубленных во чреве детей. И все чаще и чаще к нам обращаются с просьбой прервать нежелательную беременность девочки, едва достигшие пятнадцати или шестнадцати лет, А сколько наши хирурги «зашивают» тех, кто прервал свою беременность вне стен медицинского учреждения?! А сколько женщин и девушек гибнет при этой процедуре, ведь она проводится «вслепую». А сколько потом женщин остаются бездетными? А какой всплеск венерических заболеваний? Вот такая, девочка моя, «любовь». Ты спрашивала: чем предохраняться? Только целомудрием. Надежнее этого ничего не придумано и не может быть придумано. Запомни это и расскажи своей подруге». Нужно сказать, что этот «холодный душ» окончательно отрезвил Веру. Она больше никогда не говорила о том, что если любишь, то «можно». Она утвердилась в том, что если действительно любишь, то «нельзя». Любовь — это ответственность за любимого, а не погоня за удовольствиями.

    НЕВЕСТА

    Верочка уже училась на втором курсе музыкального училища, когда в ее жизни появился Павел. Он был братом ее сокурсницы и каждый вечер приходил к училищу, чтобы встретить сестру и проводить ее до дома. Сам Павел был старше Веры и ее сестры на восемь лет, к тому времени он окончил институт и работал программистом. Павел был спокойным и очень уравновешенным молодым человеком. Так получалось, что сначала Павел и Катя провожали домой Веру и только тогда шли к себе домой. Молодые люди о многом говорили, и вскоре Вера почувствовала, что Павел к ней неравнодушен и он ей тоже небезразличен. Вера испугалась. Она сказала мне: «Мама, мне так неловко! Ведь совсем недавно я говорила и чувствовала, что люблю другого человека. А теперь с радостью и нетерпением жду каждого вечера, потому что придет Павел. Мам, я не блудница? Я не предательница? Ведь я предала свою первую любовь, разлюбила...» Я поспешила утешить дочь: «Видишь ли, Верочка, твоя первая любовь, несмотря на то что она была и чиста, и прекрасна, но все же была обречена на то, чтобы угаснуть. Это — как испытание твоих чувств, твоего сердца и разума. Господь испытывал тебя, готова ли ты к серьезным отношениям, ответственна ли ты за себя и любимого, будешь ли ты в состоянии сберечь себя от глупых поступков. Твоя первая любовь была достаточно серьезным чувством. Но ты умолила Бога, Он сохранил тебя и даровал возможность изведать такое чувство, которое вы можете пронести через всю жизнь. Ты не предательница. Но и сейчас не спеши с выводами. Не стоит себя «накручивать», не стоит спешить навстречу желанному счастью, ощутить, что значит быть любимой. Нужно сдерживать себя, не дать разгуляться мечтам и фантазиям. И молиться не забывай, пусть Господь откроет тебе, это ли твой суженый».

    Вскоре Вера поделилась со мной очередной новостью. Павел, как оказалось, был потенциально верующим человеком. Он не был крещен, но, как физик и математик (очень талантливый), прекрасно понимал, что все разговоры и теории об эволюции — бред и ложь. Не может случайно возникший разум быть столь величественным и могучим. Не может человек быть игрой природы, не могут физические процессы, которым подчинен наш мир, истекать из самого мира. По представлениям Павла, весь наш мир — свидетельство чьего-то бесконечно разумного смотрения, плод чьего-то грандиозного труда. Павлу не приходило в голову связать свое предощущение близкой Истины с Богом. Он все думал, что наша «цивилизация» привнесена откуда-то из космоса инопланетянами. Вера смутила Павла, она как-то сказала ему, что на инопланетян можно «списать» машины, механизмы и письменность (если человек не верует в Бога). Но цивилизация — явление социальное. А Павел поражен вселенскими законами. Разве могут инопланетяне сотворить всю Вселенную? Павел поразился: «И правда. Что-то я недодумал. Кто же тогда все это сделал?» Вера ответила: «Конечно, Бог». Павел стал возражать: «А почему Бог?» Вера не растерялась: «А почему нет? Потому ли, что ты о Нем ничего не знаешь?». Павел призадумался. А потом запросился в церковь. Его просьбы становились все настойчивее, и когда Вера привела молодого человека к нам в дом, чтобы познакомить его с нами, то первой просьбой его было: «Тамара Евгеньевна, Василий Павлович, повлияйте, пожалуйста на Веру, она не ведет меня в храм». Вера же отвечала, что хотела посмотреть, не является ли желание Павла прихотью и мимолетным желанием. После нескольких бесед с нашим батюшкой Павел крестился. Он искренне уверовал, старался как можно чаще причащаться. Верочка была рада за него, да и мы разделяли радость дочери.

    Павел всем нам очень понравился. Он был таким простым в общении, и очень скоро они с Василием и дня не могли прожить друг без друга. Павел стремился во всем помочь Василию, ведь Тихон уже ушел служить в армию. Вместе с мужем они что-то мастерили, колотили, паяли, крутили. А вечером Павел неизменно спрашивал у нас с Василием и свекровью разрешения прогуляться с Верой час-полтора. Он был пунктуален, ни разу не задержался с прогулки. С нами был предупредителен, а свекровь была очарована им совершенно. У Паши не было бабушки, и он с нежностью относился к бабушке Веры.

    Верочка расцвела. Она не уставала благодарить Бога за Его благое о ней попечение, за то, что ей встретился такой замечательный молодой человек. Павел очень бережно относился к Вере, он не позволял себе посягательств на ее честь. Старался не оскорбить ее ни откровенным прикосновением, ни двусмысленным словом, ни неосторожным взглядом. Верочка даже как-то радостно пошутила: «Ой, мам, совсем как в частушке: «Мой миленок — как теленок, только б веники жевать: проводил меня до дома, не сумел поцеловать». Так хорошо! Я совсем не думаю о том, что Павел стремится к тому, чтобы получить от общения со мной собственное удовольствие. Он не такой. Он так бережет меня! Слава Богу!» А в том, что Вера не дает своему избраннику поводов для вожделения, я могла не сомневаться. Да и Верочка постоянно следила за чистотой своих помыслов, она часто исповедовалась и беседовала с батюшкой.

    Дети, провстречавшись год, пришли к нам за благословением на брак. Мы с Василием уже думали об этом, ведь все шло к тому. И мы решили, что если дети решат жениться, то не станем препятствовать им и отговаривать Веру — дескать, еще рано тебе замуж, всего-то девятнадцать лет, мол, закончи училище, и тогда женитесь. Бог даст, все наша девочка сможет: и с хозяйством справится, и мужу угодит, и учеба никуда от нее не уйдет. Поэтому когда Павел и Вера упали перед нами на колени и склонили головы, испрашивая благословения, бабушка, обливаясь слезами радости, вынесла Казанскую икону, и мы благословили детей. Они решили венчаться после Великого поста, на Красной горке. Батюшка благословил их и одобрил испытательный срок, выбранный самими детьми: тогда только-только отошел Успенский пост и до Красной горки ждать нужно было полгода или чуть больше.

    Время до свадьбы ребята проводили скромно. В их отношениях ничего не изменилось: они не запирались в своей комнате, не стремились уединиться или стать несколько ближе. Они так боялись оскорбить излишней вольностью Господа, даровавшего им счастье взаимной любви, боялись оскорбить друг друга, что я даже волновалась: не слишком ли они усердствуют, не слишком ли строги? Но нет, они берегли друг друга, оставаясь чуткими и внимательными, без наигранности. Все борение и вся строгость оставались внутри их, они следили каждый за собой, а не друг за другом. Вера шила себе подвенечное платье сама: выбрала хороший фасон, мы вместе подобрали ткань, очень скромную и простую. Изюминкой Верочкиного платья была ручная вышивка белой гладью. А фату Вере терпеливо вязала крючком свекровь (Верина бабушка). Мы пытались отговорить ее от трудоемкого и кропотливого занятия, но бабушка была непреклонна, она твердо решила угодить полюбившемуся «внучку Пашеньке».

    Так вот они и поженились. Свадьба была скромная — только родственники и самые близкие друзья. После свадьбы дети уехали в короткое паломничество по святым местам. Я не волновалась по поводу умения дочери справляться с бытом. Слава Богу, Верочка все у меня умела делать: и порядок в доме навести, и стирать, и готовить, и шить, и вязать, и деньгами распорядиться разумно. Она была ласковой девушкой, неконфликтной, терпеливой. А самое главное, она не чуралась никакой работы и твердо знала: муж и жена даны Богом друг другу не для утехи и забавы, муж и жена -помощники друг другу на пути к Царствию Божию. В семье нужно прежде всего думать и заботиться о благе ближних своих.

    После свадьбы Павел с Верой перешли жить в кооперативную квартиру, которую мы когда-то построили с Василием. Вскоре Господь благословил их детками. Верочка все шутит: «И в кого у нас все двойни да двойни? Не иначе, как в Тихона». Дети у них с Пашей растут здоровыми и спокойными. Малышей крестили и регулярно приносят на причастие. Живут Вера с Павлом дружно — как говорят, душа в душу. И слава Богу. Если бы не Он, если бы не Его милость к нам, я и не знаю, какими бы выросли наши дети, какая бы нас ждала старость. Ведь какое время смутное настало! Еще хуже, чем прежде. Старые идеи забыты, новые еще не утвердились, а что вокруг творится, так и подумать страшно. Моим неверующим однокурсникам и однокурсницам повзрослевшие дети принесли много слез: кто-то с мафией связался и сгинул в погоне за деньгами, кто-то пить приучился, а есть и более страшные случаи. Словом, чем дольше живу, тем отчетливее понимаю: «Без Бога — не до порогам». Так еще бабушка Лиза говаривала, тому и внуков теперь учу. А что еще говорить-то? И говорить-то больше нечего. Бога вот молю теперь, чтобы не оставил Он своей милостью всех тех, кто помогал нам, молился за нас, радовался и печалился вместе с нами.

    ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

    У Верочки снова родилась двойня. На этот раз две девочки, их назвали Евдокией и Елизаветой — в честь прабабок.

    Трудно ли в наше время растить детей? Конечно, трудно. Впрочем, с детьми никогда не было просто. Дети — наша совесть, наше отражение, наше прошлое, глядящее на нас из нашего будущего. Какие они теперь, такими и мы некогда были внутри себя. Мы ужасаемся, глядя на нравы нынешних подростков и молодых людей. Но ведь мы в состоянии все исправить. Двери храмов открыты, Господь ждет нас, матерей, с чадами нашими, Он распростер нам Свои благие объятия, и нужно спешить. И не нужно бояться. К Богу никогда не поздно прийти. Но сделать это, вне всякого сомнения, нужно как можно раньше. Помните, дорогие сестры и матушки, как сказал Господь: «Дерзай, дщерь!» И много таких, кто дерзает, много таких, кто не устает стучать, и им открывают. Их девочки пока еще совсем маленькие, но отчего-то верится, что именно такие девочки сумеют родить и воспитать поколение людей, которое станет гордостью не только своим родителям, но послужит и Отечеству своему на пользу и на славу Церкви поработает.

    «Пускайте детей приходить ко Мне». Пускайте, приводите, приходите. Господь любит и ждет нас всех.

    E. Богушева ФАВОРЪ МОСКВА 2002
    Категория: Воспитание девочек | Просмотров: 1259 | Добавил: Asta | Теги: воспитание девочек